Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2002 г. N ГКПИ02-1328
Судья Верховного Суда Российской Федерации З.В.Ю., ознакомившись с заявлением З.Ю.А., В.М.А., Д.Э.К. об оспаривании Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", установил:
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просят отменить вышеназванный Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ, оставить в силе Федеральный закон от 19 августа 1995 г. N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", включить Алтайский край в разрабатываемую "Единую программу социальной защиты для всех районов воздействия атомного загрязнения чернобыльцев Челябинска, Горного Алтая", внести в закон статьи о льготах и компенсациях для граждан, ставших инвалидами в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Ознакомившись с представленными материалами, нахожу, что данное заявление не подлежит принятию к производству Верховного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно ст. 116 ГПК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации.
12.01.2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", ст. 9 которого признан утратившим силу Федеральный закон от 19 августа 1995 г. N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Поскольку заявителями оспаривается нормативный акт Федерального Собрания Российской Федерации (Закон), полномочиями по осуществлению нормоконтроля в отношении которого суды общей юрисдикции не наделены, заявление в данной части не может быть рассмотрено и разрешено в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов отнесено к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Требования заявителей о включении Алтайского края в разрабатываемую "Единую программу...", внесении соответствующих изменений в закон также не могут быть рассмотрены и разрешены в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Исходя из данного конституционного принципа разделения властей, суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, определять содержание издаваемых ими правовых актов.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР, определил:
отказать З.Ю.А., В.М.А., Д.Э.К. в принятии заявления об оспаривании Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантий гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2002 г. N ГКПИ02-1328
Текст определения официально опубликован не был