Решение Верховного Суда РФ от 22 декабря 2000 г. N ГКПИ00-1419
Верховный Суд РФ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Красноперова Александра Николаевича о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 13 февраля 2000 г. N 82/981-3 "О назначении дополнительных выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва по Мончегорскому одномандатному избирательному округу N 115, Мурманской области", установил:
Красноперов А.Н. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что указанным постановлением ЦИК РФ, в нарушение требований п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", дополнительные выборы депутата Государственной Думы были назначены на праздничный день, поскольку день голосования 18 июня 2000 г. совпал сразу с двумя праздниками, а именно: праздником - Днем Святой Троицы и праздником - Днем медицинского работника.
Полагает, что постановлением ЦИК РФ о назначении на праздничный день выборов депутата Государственной Думы были нарушены права избирателей и это обстоятельство предопределило их срыв, так как выборы ввиду низкой явки избирателей были признаны не состоявшимися.
В судебном заседании Красноперов А.Н. жалобу поддержал.
Представитель Центральной избирательной комиссии РФ Галушко И.В. с жалобой не согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что праздничные дни - День медицинского работника и День Святой Троицы к праздничным дням, установленными ст. 65 КЗоТ РФ, не относятся, а поэтому каких-либо оснований для признания оспариваемого постановления ЦИК РФ незаконным не имеется.
Выслушав объяснения заявителя, представителя Центральной избирательной комиссии РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд РФ находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (далее Федеральный закон) в случае, если воскресение, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с предпраздничным или праздничным днем либо со днем, следующим после праздничного дня, выборы назначаются на следующее воскресение.
По утверждению представителя заинтересованного лица, при назначении дополнительных выборов депутата Государственной Думы по 115 одномандатному избирательному округу Центральная избирательная комиссия РФ не нарушила запрета на проведение голосования в воскресный день 18 июня 2000 г., совпадающий с праздничным или предпраздничным днем либо с днем следующим после праздничного дня.
Эти утверждения представителя ЦИК РФ материалами дела не опровергнуты.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для отмены оспариваемого постановления ЦИК РФ не имеется.
Из смысла п. 7 ст. 5 Федерального закона следует, что законодатель имел в виду праздничные дни, перечень которых указан в ст. 65 Кодекса законов о труде РФ. Всенародное празднование событий, предусмотренных в указанной выше норме Закона, осуществляется в фиксированные календарные дни, независимо от их совпадения с выходными днями (в эти дни допускается только проведение работ, исчерпывающий перечень которых указан в ч. 2 ст. 65 КЗоТ РФ), в связи с чем законодатель счел невозможным проведение выборов в такие дни, в том числе и в тех случаях, когда они совпадают с воскресным днем.
День медицинского работника, на который, по мнению заявителя, также не должны назначаться выборы, к числу таких праздничных дней не относится, а поэтому назначение выборов на этот день закону не противоречит.
Что касается довода заявителя о том, что выборы не должны назначаться, как это имело место при назначении выборов на 18 июня 2000 г. и на дни религиозных праздников, то с ним также нельзя согласиться, поскольку он не основан на законе.
Согласно ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация является светским государством и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и в связи с этим религия, ее канонические установления и правила не могут оказывать какого-либо регламентирующего воздействия на деятельность государственных органов в том числе и при решении вопросов о назначении дня выборов, если он приходится на день религиозного праздника.
Другие доводы, на которые заявитель ссылался в судебном заседании, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Красноперова Александра Николаевича о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 13 февраля 2000 г. N 82/981-3 "О назначении дополнительных выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва по Мончегорскому одномандатному избирательному округу N 115, Мурманской области" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 22 декабря 2000 г. N ГКПИ00-1419
Текст решения официально опубликован не был