Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 сентября 2008 г. N КГ-А40/8027-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008 г.
Государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области (р.п. Новоивановское Одинцовского района Московской области) (далее по тексту - ГУП МО "Мособлгаз" или истец) 9 января 2008 года обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России или ответчик) о взыскании с Российской Федерации в лице ответчика за счёт казны Российской Федерации в пользу истца убытки в размере 32.622 рубля 24 копеек в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по оплате природного газа льготным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий".
В обоснование заявленного требования истец ссылался на то, что в период с января по декабрь 2004 года ГУП МО "Мособлгаз" предоставлялись льготы по оплате природного газа гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде на территории Щёлковского района Московской области, при том, что истец в результате исполнения названных Федеральных законов понес расходы, которые в сумме 32.622 рубля 24 копеек остались не возмещенными федеральным бюджетом и являются для него убытками.
В процессе рассмотрения дела суд первой инстанции в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации своим определением от 06.03.2008 привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (далее - Росздрав или третье лицо) (т. 1, л.д. 92).
При рассмотрении заявленных требований по существу, решением Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2008 года (резолютивная часть решения объявлена 06.05.2008) по делу N А40-1304/08-32-14, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2008 года (резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2008) N 09АП-7627/2008-ГК по тому же делу исковые требования были удовлетворены.
Суд первой инстанции взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области убытки в размере 32.622 рубля 24 копеек. Также суд возвратил ГУП МО "Мособлгаз" государственную пошлину по иску в размере 1.078 рубля 67 копеек, уплаченную по платёжному поручению N 11024 от 20.12.2007. При принятии решения суды руководствовались статьями 8, 9, 12, 15, 16, 125, 196, 200, 203, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (т. 14, л.д. 8-9, 59-60).
Названные судебные акты первой и апелляционной инстанций были мотивированы противоправностью действий (бездействия) ответчика, наличия причинно - следственной связи между этими действиями (бездействием) и наступившими последствиями, а также доказанности вины и размера убытков.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций признали, что бремя расходов по реализации положений указанных федеральных законов на истца не возложено, следовательно, недополученные суммы подлежат компенсации из федерального бюджета, распорядителем которого является финансовый орган Российской Федерации - Минфин России, отвечающий за планирование бюджетных средств на компенсацию льгот в достаточном размере, при этом названные суды отвергли доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку данный срок должен был начать исчисляться после окончания финансового года, то есть с 01.01.2005, а иск в арбитражный суд был подан в последний день срока - 09.01.2008, учитывая, что этот день является первым рабочим днём, то есть в пределах трёхлетнего срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, удовлетворяя заявленный иск, арбитражный суд первой инстанции пояснил, что материалами дела подтвержден как факт понесения истцом расходов, связанных с предоставлением по льготным ценам природного газа, так и размер истребуемых по делу убытков, при том, что доказательств их возмещения ответчиком не представлено.
При этом суд первой инстанции, отклоняя доводы ответчика об исключении из расчета убытков налога на добавленную стоимость (далее - НДС), пояснил, что поскольку размер убытков определён исходя из тарифов, установленных Правительством Московской области, в которые включен НДС, то есть входит в фактическую цену реализации, а, следовательно, денежные средства, получаемые из бюджета в счёт увеличения доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам) включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке
Девятый арбитражный апелляционный суд, в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассмотрев заявленные требования, согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика и указал на то обстоятельство, что доказательств того, что при исполнении федерального бюджета на 2004 и последующие годы, в бюджет Московской области были перечислены средства федерального бюджета, достаточные для компенсации убытков истца, материалы дела не содержат, равно как и отсутствуют в деле документы, свидетельствующие о нецелевом использовании Московской областью или муниципальными образованиями спорного региона выделенных из федерального бюджета средств для финансирования расходов по льготному обеспечению природным газом указанных льготных категорий граждан.
Также апелляционный суд пояснил, что, принимая Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год", государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона "О ветеранах" и Закона "О реабилитации жертв политических репрессий", установивших льготы, поэтому расходы по предоставлению льгот должны были быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Из установленного апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что ответчиком по рассматриваемому делу должна выступать Российская Федерация как публично-правовое образование, установившее льготы и не исполнившее свои обязательства по компенсации затрат, произведенных унитарным предприятием, в связи с реализацией установленных актом федерального уровня льгот.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции подчеркнул, размер убытков рассчитан, исходя из численности льготников и тарифов на газ, установленных постановлением Правительства Московской области N 2/49 от 06.01.2004 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области", при этом указанные показатели подтверждены соответствующими документами и не опровергнуты Минфином России, в связи с чем довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец не представил доказательств понесенных им расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, признается судом апелляционной инстанции необоснованным.
Отклоняя ссылку заявителя на то, что в сумму убытков необоснованно включена сумма НДС, апелляционная инстанция пояснила, что этот довод не основан на положениях статей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, имея в виду, что реализация газа не отнесена к перечню товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, а размер убытков определен истцом, исходя из тарифа, в который включена сумма уплаченного в федеральный бюджет НДС, который, в свою очередь, включен в фактическую цену реализации природного газа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 14.05.2008 и постановлением апелляционного суда от 09.07.2008 Минфин России обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой представитель ответчика просит арбитражный суд кассационной инстанции указанные судебные акты отменить и на стадии кассационного производства принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом в своей кассационной жалобе представитель ответчика указывает на то, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали статьи 200, 1071 и пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6, 12, пункты 3 и 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 3 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", Федеральный закон от 27 декабря 2005 года N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", а также, что названные суды не учли разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а именно: не выяснили какой орган должен выступать в суде, как главный распорядитель бюджетных средств от имени публично-правового образования - Российской Федерации.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций неправильно определили момент исчисления сроков исковой давности и не приняли во внимание доводы ответчика об исключении из предъявленных к взысканию убытков налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы рассматриваемой кассационной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, представитель Росздрава согласилась с выводом судов о том, что надлежащим представителем ответчика является Минфин России.
Обсудив доводы кассационной жалобы Минфина России, заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением применения норм права в части включения в сумму взысканных убытков налога на добавленную стоимость, а дело подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения и постановления, принимаемые арбитражным судом должны быть законными, обоснованными и мотивированными, однако обжалуемые судебные акты нельзя признать в полной мере соответствующими указанным требованиям в связи с нижеследующим.
Как установлено арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, истец в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 на основании Федерального закона "О ветеранах" и Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставил соответствующим категориям граждан, проживающим на территории Щелковского района Московской области, льготы в виде реализации природного газа по сниженным на 50 процентов тарифам.
Поскольку ответчик не представил доказательств того, что им были приняты меры для обеспечения компенсации истцу предоставленных льгот в полном объеме, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Минфина России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" арбитражные суды правомерно отклонили доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, так как иск подан ГУП МО "Мособлгаз" в арбитражный суд в последний день трёхлетнего срока исковой давности.
Разрешая спор, суды рассмотрели доводы заявителя жалобы о выполнении им своих обязанностей в полном объеме. При этом суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (не включения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере, а обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что надлежащим ответчиком по делу должно быть Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав), как главный распорядитель бюджетных средств, также правомерно был отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета, при том, что обстоятельства недофинансирования со стороны Министерства финансов Российской Федерации ответчик не оспаривает и, кроме того, Росздрав в настоящее время находится в стадии ликвидации.
Вместе с тем арбитражный суд кассационной инстанции находит правомерными и основанными на нормах права доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, о неправомерном включении НДС в расчет взыскиваемых истцом убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате газа в соответствии с вышеуказанными нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153-162 названного Кодекса.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 названного Кодекса как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом следует отметить то обстоятельство, что в письме от 27.03.2002 N 16-00-14/112 Министерство финансов Российской Федерации указывает на то, что на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
В пункте 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, действовавших в период предоставления истцом льгот, разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением спорных льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по представлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС, а, следовательно, недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
При таких обстоятельствах можно сделать вывод о том, что, как решение суда первой инстанции от 14.05.2008, так и постановление апелляционного суда от 09.07.2008 в части включения в сумму взыскиваемых убытков НДС, приняты судами с нарушением применения норм права, что привело к принятию неправильного решения о взыскании убытков в заявленном истцом размере, в связи с чем, в соответствии с частями 1-3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также проверка расчётов заявленных истцом требований, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, определить размер налога на добавленную стоимость, начисленного истцом, проверить расчет убытков, подлежащих взысканию с учетом требований нормативных актов, учесть доводы сторон и с надлежащим применением закона принять обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2008 года по делу N А40-1304/08-32-14 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2008 года N 09АП-7627/2008-ГК по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2008 г. N КГ-А40/8027-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании