Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2013 г. N ВАС-17357/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Бондаренко С.П., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Правительства Тверской области от 15.11.2013 б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тверской области от 23.04.2013 по делу N А66-324/2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2013 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод" (Тверская область, Ржевский район, п/о Есинка; далее - общество) к Министерству экономического развития Тверской области (г. Тверь; далее - министерство) и Правительству Тверской области (г. Тверь, далее - правительство) о признании недействительным отказа от 03.09.2012 N 4371, в предоставлении заявителю субсидии из областного бюджета Тверской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2013 удовлетворено ходатайство заявителя: правительство исключено из состава ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе рассмотрения дела заявитель представил письменное ходатайство об уточнении требования, указав, что оспаривает отказ в части вывода о несоответствии общества критериям по предоставлению субсидий, а именно условию, изложенному в подпункте "б" пункта 4.1 раздела 4 Порядка предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 28.08.2008 N 259-па (далее - Порядок предоставления субсидий). Уточнение принято судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23.04.2013 требование общества удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В заявлении о пересмотре названных судебных актов правительство просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении требования общества отказать.
Изучив содержание принятых по делу судебных актов, доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации считает, что заявление правительства подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как установлено судами, общество является организацией, реализующей на территории Тверской области инвестиционный проект - строительство кирпичного завода. Между администрацией Тверской области, администрацией муниципального образования "Ржевский район" и открытым акционерным обществом "ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАСТЕР" заключено соглашение от 05.06.2009 N 1634 о взаимодействии в рамках реализации инвестиционного проекта, предусматривающего строительство кирпичного завода производительностью 160 млн. условного кирпича в год.
В соответствии с разделом 4 данного соглашения администрация Тверской области приняла на себя обязательство обеспечивать своевременное рассмотрение заявлений о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе в установленном в Тверской области размере от налогооблагаемой прибыли, субсидий на компенсацию части затрат инвестора на уплату процентов по кредитам, а также субсидий в размере понесенных инвестором расходов по уплате налога на имущество, исчисленного применительно к имуществу, сооруженному и (или) приобретенному в результате реализации проекта.
На заседании Инвестиционно-экспертного совета при администрации Тверской области, состоявшемся 22.06.2010, рассмотрен вопрос о целесообразности предоставления обществу субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области. В соответствии с пунктами 6.1 - 6.3 протокола заседания Инвестиционно-экспертного совета от 22.06.2010 N 68 комплект документов, направленный обществом на заседание совета, признан представленным в полном объеме и соответствующим требованиям Порядка предоставления субсидий.
Инвестиционный проект "Строительство кирпичного завода по производству лицевого керамического кирпича производительностью 160 млн. условного кирпича в год" также признан соответствующим критериям отбора, установленным Порядком предоставления субсидий.
Общество 30.08.2012 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях поддержки вновь созданных производств за 2012 год в размере 70 500 000 рублей с приложением необходимых документов.
Отказывая обществу в предоставлении субсидий, министерство пришло к выводу о несоответствии общества требованиям подпункта "б" пункта 4.1 раздела 4 Порядка. По мнению министерства, наличие основных средств в бухгалтерском балансе общества впервые зафиксировано в 2004 году, а увеличение объема инвестиций в основной капитал до 150 000 000 рублей произошло в 2009 году, то есть за пределами трехлетнего срока осуществления инвестиционной деятельности.
Общество с данным выводом министерства не согласилось, что послужило основанием для обращения его в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суды исходили из того, что оно, осуществляя инвестиционный проект, соответствует условиям предоставления субсидии.
В силу подпункта "б" пункта 4.1 Порядка предоставления субсидий условием предоставления субсидии является осуществление инвестором инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в создание нового производства на территории Тверской области в первые три года, начиная с квартала года, по итогам которого по статье "Основные средства" (код показателя 120) бухгалтерского баланса впервые зафиксировано наличие основных средств.
Обществом в бухгалтерском балансе по состоянию на 01.01.2005 отражено наличие основных средств по строке 120 в 2004 году (стоимость основных средств - 11 000 рублей). Таким образом, с IV квартала 2004 года подлежит исчислению трехлетний срок, в течение которого объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционным проектом должен достигнуть 150 000 рублей. Судами указано, что условие "не менее 150 миллионов рублей" относится к объему капитальных вложений, а не к основным средствам.
Определение "капитальные вложения" содержится в статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". В соответствии с данной нормой капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Исходя из данного определения к капитальным вложениям относятся не только основные средства, но и затраты на капитальное строительство, отраженные по строке 130 бухгалтерского баланса "Незавершенное строительство".
Следовательно, при определении объема капитальных вложений в создание нового производства следует учитывать показатели, отраженные как в строке 120, так и в строке 130 бухгалтерского баланса инвестора.
На конец отчетного периода (2006 год) по бухгалтерскому балансу общества по состоянию на 01.01.2007 стоимость основных средств составила 4 683 000 рублей (строка 120), стоимость незавершенного строительства (капитальные вложения) - 197 310 000 рублей (строка 130).
На этом основании судами сделан вывод, что превышение объема капитальных вложений 150 000 000 произошло в 2006 году в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с квартала года, по итогам которого по статье "Основные средства" бухгалтерского баланса впервые зафиксировано наличие основных средств. Соответственно, на момент подачи заявления о предоставлении субсидии за 2012 год обществом выполнены условия, предъявляемые к инвестору подпунктом "б" пункта пунктом 4.1 Порядка предоставления субсидий.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, являлись предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоцен-ка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда надзорной инстанции не входит.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку названные основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствуют, оспариваемые судебные акты не могут быть пересмотрены в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А66-324/2013 Арбитражного суда Тверской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 23.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2013 отказать.
Председательствующий |
Н.П. Харчикова |
Судьи |
С.П. Бондаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2013 г. N ВАС-17357/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А66-324/2013
Истец: ООО "Верхневолжский кирпичный завод"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области
Третье лицо: Министерство экономического развития Тверской области, Правительство Тверской области