Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 декабря 2013 г. N ВАС-18423/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2013 по делу N А73-3363/2013, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.10.2013 по тому же делу по иску администрации г. Хабаровска (далее - администрация) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 40 394 000 рублей расходов, связанных с предоставлением жилых помещений военнослужащим и членам их семей.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2013, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что вступившими в законную силу решениями судов общей юрисдикции на администрацию возложена обязанность по предоставлению гражданам, являющимся военнослужащими и членам их семей, квартир, с признанием за ними права пользования в отношении этих жилых помещений.
Во исполнение названных судебных актов судов общей юрисдикции администрацией по договорам социального найма предоставлены жилые помещения, расположенные в г.Хабаровске.
В последующей в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указанные жилые помещения переданы гражданам в собственность.
Общая сумма рыночной стоимости указанных помещений составила 40 394 000 рублей.
Администрация, полагая, что расходы, связанные с предоставлением квартир военнослужащим и членам их семей, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды руководствовались статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О статусе военнослужащих", определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О и исходили из того, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства - по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования; истец доказал факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов, причинно-следственную связь между этими обстоятельствами.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено. Выводы судов соответствуют позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10.
Довод Минфина России о том, что надлежащими ответчиками по делу являются Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации, подлежит отклонению. В силу прямого указания закона расходы по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей относятся к расходным обязательствам Российской Федерации. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов возмещается за счет казны Российской Федерации, от имени которой на основании статьи 1071 Кодекса выступают соответствующие финансовые органы, в данном случае - Министерство финансов Российской Федерации.
Иные доводы Минфина России, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, являются несостоятельными как основанные на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А73-3363/2013 Арбитражного суда Хабаровского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 06.05.2013, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.10.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 декабря 2013 г. N ВАС-18423/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А73-3363/2013
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации