Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2013 г. N ВАС-17268/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Самуйлова С.В., судей Кирейковой Г.Г., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Энергосбытовая компания Кировского завода" от 14.11.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2013 по делу N А56-79540/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.10.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - общество) к закрытому акционерному обществу "Энергосбытовая компания Кировского завода" (далее - компания) о взыскании 11 607 388 руб. 47 коп. задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных с июля по сентябрь 2012 года, и 74 227 руб. 32 коп. неустойки.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением суда первой инстанции от 28.03.2013 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.07.2013 решение от 28.03.2013 отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 23.10.2013 постановление от 19.07.2013 отменено, решение от 28.03.2013 оставлено в силе.
В заявлении о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора компания просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм права, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, судебная коллегия не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суды установили, что компанией (заказчик) и обществом (сетевая организация) 01.05.2011 заключен договор N 11-3885 оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого сетевая организация обязалась оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии, а заказчик - оплачивать услуги общества в порядке, установленном договором.
Тарифные решения о стоимости услуг по передаче электроэнергии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области приняты соответственно 20.12.2011 и 27.12.2011.
Для взаиморасчетов в 2012 году компания выбрала двухставочный вариант тарифа, о чем уведомила общество письмом от 24.01.2012.
Впоследствии в 2012 году количество потребителей у компании увеличилось и к ней на обслуживание перешел комплекс "Энергия", находящийся в Ленинградской области. Этот потребитель для расчетов за электроэнергию на 2012 год выбрал третью ценовую категорию, что означало расчет за услуги по передаче электроэнергии по одноставочному тарифу.
В связи с этими обстоятельствами компания 09.04.2012 направила обществу уведомление о том, что она выбирает для расчетов одноставочный тариф в отношении точек присоединения комплекса "Энергия".
В отношении варианта тарифа для расчетов по новым точкам поставки стороны к соглашению не пришли.
В период с 01.07.2012 по 30.09.2012 общество оказало компании услуги по передаче электрической энергии в отношении комплекса "Энергия", определив их стоимость исходя из двухставочного тарифа.
Компания оплатила оказанные услуги по одноставочному тарифу.
Указанные обстоятельства явились поводом для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском, а цена иска составила разницу между расчетом стоимости услуг по двухставочному и одноставочному тарифу.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 этого Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок исполнения таких договоров устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Услуги по передаче электрической энергии являются естественномонопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию. Тарифы на эти услуга устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46-48 Правил N 861).
В январе 2012 года действовали Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109), затем - Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178).
В обоих случаях тарифы на услуги по передаче электроэнергии в отношении потребителей, не относящихся к населению, а также гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливались одновременно в двух вариантах: двухставочном и одноставочном. Для расчетов за услуги по передаче электроэнергии потребители, гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирали вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом выбранный вариант тарифа применялся для расчетов за услуги по передаче электроэнергии с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии. При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электроэнергии производились по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования, если иное не установлено по соглашению сторон. В расчетном периоде регулирования не допускалось изменение варианта тарифа. Иное могло быть установлено соглашением сторон (пункт 64 Основ ценообразования N 109, пункт 81 Основ ценообразования N 1178 в редакциях, действовавших в январе - апреле 2012 года).
В соответствии с пунктом 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178) цены (тарифы) подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Доводы заявителя по существу сводились к тому, что компания заключала договор оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах своего потребителя, следовательно, в 2012 году должна рассчитываться с сетевой организацией (обществом) по тому же варианту тарифа, по которому услуги по передаче электроэнергии оплачивал потребитель в составе тарифа за электроэнергию.
В то же время в спорный период не было императивных норм, устанавливающих это правило. Напротив, вопреки доводам заявителя, действовавшее законодательство предоставляло возможность энергосбытовой организации определиться с тарифом в течение месяца со дня принятия тарифного решения и впоследствии не допускало изменения варианта тарифа в одностороннем порядке. Исключений и для случаев появления у энергосбытовой организации в течение периода регулирования новых потребителей не делалось.
Компания определилась с применением на 2012 год двухставочного тарифа, уведомив об этом общество. Стороны не достигли соглашения о применении в отношении точек поставки комплекса "Энергия" одноставочного тарифа. При таких обстоятельствах общество правомерно рассчитало стоимость услуг по двухставочному тарифу и у судов не было законных оснований для отказа в удовлетворении иска.
Выводы суда кассационной инстанции соответствует как обстоятельствам дела, установленным нижестоящими судами, так и указанным выше правовым нормам. Судебная коллегия не усматривает противоречий оспариваемого постановления статьям 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на которые ссылается компания.
Как следует из изменений, внесенных в 2012 году в Правила N 861, Основы ценообразования N 1178 постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в 2013 году правовое регулирование в применении тарифов при расчете между сетевыми компаниями и энергосбытовыми организациями изменилось. Энергосбытовые организации в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми компаниями, обязаны применять те цены (тарифы), которые выбрали обслуживаемые ими потребители, только начиная с 01.01.2013.
Вопреки доводам заявителя, мотивы принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации решения от 29.08.2013 N ВАС-7940/13 не поддерживают правовую позицию компании, так как исследованный круг обстоятельств относился к иному периоду регулирования.
Прочие доводы заявителя по существу сводятся к иной оценке доказательств и установлению иных обстоятельств, чем это было сделано судами. В то же время несогласие стороны спора с судебной оценкой доказательств не является основанием для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора.
Ссылка заявителя на наличие в практике арбитражных судов иного толкования примененных судами в настоящем деле норм права не может быть принята во внимание, поскольку указанные в надзорной жалобе судебные акты вынесены по делам, фактические обстоятельства которых отличны от обстоятельств настоящего дела.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А56-79540/2012 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.10.2013 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2013 г. N ВАС-17268/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А56-79540/2012
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Ответчик: ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода"
Третье лицо: ОАО "Ленэнерго", ОАО "Промышленный комплекс "Энергия"
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17268/13
24.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17268/13
13.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17268/13
18.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17268/13
23.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7977/13
19.07.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10110/13
28.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-79540/12