Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2013 г. N ВАС-16836/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Козловой О.А., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области от 22.11.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Мурманской области от 25.02.2013 по делу N А42-6551/2012, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2013 по тому же делу
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области, г. Мурманск (далее - управление) к открытому акционерному обществу "Кольская горно-металлургическая компания", Мурманская область, г. Мончегорск-7 (далее - общество) о взыскании 51 085 000 рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2011 года, за I, II и III кварталы 2012 года (с учетом уточнения заявленных требований).
Третьим лицом к участию в деле привлечен Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области
УСТАНОВИЛА:
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 25.02.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2013, заявление в части взыскания 23 293 032 рублей 49 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за II и III кварталы 2012 года оставлено без рассмотрения, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались положениями статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), подпункта "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632), раздела 6 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды Российской Федерации от 26.01.1993 (далее - Инструктивно-методические указания) и пришли к выводу, что сумма в размере 27 791 967 рублей 51 копейки правомерно не уплачена обществом в составе платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку является составляющей частью суммы, на которую произведена корректировка размеров платежей общества за загрязнение окружающей среды, при этом данная корректировка, в свою очередь, произведена в соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 18.11.2011 N 417-РП.
Требование о взыскании 22 045 863 рублей 53 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за II и III кварталы 2012 года оставлено судами без рассмотрения, ввиду не соблюдения управлением досудебного порядка урегулирования спора.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора управление просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права, а также на отсутствие правовых оснований для оставления его заявления без рассмотрения в части взыскания платы за II и III кварталы 2012 года. По мнению заявителя, корректировка размеров платы может быть реализована только при соблюдении ряда специальных условий, которые общество не исполнило.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что общество обратилось к губернатору Мурманской области с заявлением о проведении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 51 085 000 рублей (без НДС) с учетом освоения обществом средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2010 году в счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2011 году.
Распоряжением Правительства Мурманской области от 18.11.2011 N 417-РП одобрен прилагаемый перечень природоохранных мероприятий общества, затраты на выполнение которых засчитываются в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2011 году.
В приложении к распоряжению указаны природоохранные мероприятия, затраты общества на их выполнение в 2010 году, экологическая эффективность природоохранных мероприятий, а также сумма, подлежащая корректировке - 51 085 000 рублей, в том числе 20 434 000 рублей в областной бюджет.
На основании указанного распоряжения общество обратилось в управление с заявлением о зачете излишне уплаченной в I и III кварталах 2011 года платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей 2012 года, а также направило управлению корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период и акт сверки расчетов.
Полагая, что общество неправомерно уменьшило плату за негативное воздействие на окружающую среду, Управление направило ему требование, в котором предложило в срок до 20.07.2012 перечислить в полном объеме плату за негативное воздействие на окружающую среду в 4 квартале 2011 года, 1 квартале 2012 года и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и исходя из полномочий территориальных органов Росприроднадзора, суды пришли к выводу, что управление фактически уклонилось от определения размера корректировки.
Так как целью установления платежей является не столько фискальный интерес государства, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности государства и его граждан (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П), уклонение управления от определения суммы корректировки не может служить основанием для возложения на общество обязанности уплачивать данную сумму в составе платы за негативное воздействие на окружающую среду, из чего и исходили суды, отказывая в удовлетворении требования о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2011 года и I квартал 2012 года.
Одновременно суды учли, что управление не опровергло размер корректировки и не представило доказательств о невыполнении обществом плана природоохранных мероприятий или нарушения им данного плана.
Приведенные заявителем доводы направлены на переоценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств, что не отнесено к компетенции суда надзорной инстанции главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
Таких оснований не установлено.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А42-6551/2012 Арбитражного суда Мурманской области для пересмотра в порядке надзора решения от 25.02.2013, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2013 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
О.Ю. Шилохвост |
Судьи |
О.А. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2013 г. N ВАС-16836/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А42-6551/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
Ответчик: ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Кольская горно-металлургическая комапния"
Третье лицо: Комитет промышленного развития, эклогии природопользования Мурманской области, Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8486/13