Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2013 г. N ВАС-17909/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Сарбаша С.В., судей Бабкина А.И. и Пановой И.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (г. Москва, далее - министерство) о пересмотре в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2013 по делу N ВАС-7663/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПП "Карбышево-1" (далее - общество) о признании недействующим пункта 1.4 Инструкции по ветеринарно-санитарной обработке вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения (далее - инструкция), утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации 09.10.2000 N ЦМ-787 и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 04.10.2000 N 13-8-01/7100, как противоречащего абзацу 3 статьи 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав, с учетом уточнения требований).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2013 пункт 1.4 инструкции признан не соответствующим абзацу 3 статьи 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и недействующим в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему организациями железнодорожного транспорта, не допускает возможности осуществлять ветеринарно-санитарную обработку (дезинфекцию) крытых и изотермических вагонов после выгрузки животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения иными организациями, помимо перевозчика.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, министерство просит отменить упомянутые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами единообразного толкования и применения арбитражными судами норм права. По мнению министерства, оспариваемый пункт инструкции не содержит положений, препятствующих привлечению третьих лиц для проведения ветеринарно-санитарной обработки вагонов.
Кроме того заявитель ссылается на неподведомственность спора арбитражному суду, поскольку ни Устав, ни иные федеральные законы не содержат положений о компетенции арбитражного суда по рассмотрению дел об оспаривании нормативных актов, регламентирующих порядок проведения ветеринарно-санитарной обработка железнодорожных вагонов.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив судебные акты и рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлениях, не находит названных оснований.
Признавая настоящий спор подведомственным арбитражным судам и подсудным Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации в качестве суда первой инстанции суд исходил из положений пункта 1 части 2 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 29, части 1 статьи 192 Кодекса и учитывая, что оспариваемый нормативный акт федеральных органов исполнительной власти - инструкция, утвержденная Министерством путей сообщения Российской Федерации и Минсельхоз России, обжалуется в качестве акта, регулирующего порядок осуществления процесса ветеринарно-санитарной обработки на дезинфекционно-промывочных станциях, дезинфекционно-промывочных пунктах и пунктах промывки, имеет общеобязательные для неопределенного круга лиц предписания, рассчитанные на многократное применение.
Согласно оспариваемому пункту 1.4 инструкции в соответствии со статьей 48 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" ветеринарно-санитарная обработка (дезинфекция) вагонов производится средствами железной дороги за счет грузополучателей.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации учитывал, что в инструкции приводится ссылка на недействующий документ, поскольку Федеральный закон, ссылку на который содержит оспариваемый пункт Инструкции, утратил силу со дня вступлению в силу Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Кроме того, суд отметил, что на основании абзаца 3 статьи 44 действующего в настоящее время Устава, промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов после выгрузки животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей (получателей), промывка, ветеринарно-санитарная обработка специализированных вагонов, контейнеров грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон.
Вывод суда, о том, что оспариваемое положение инструкции противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3 статья 44 Устава), нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности по ветеринарно-санитарной обработке вагонов, ограничивая его права на осуществление данной деятельности при отсутствии запретов на такую деятельность в действующем законодательстве, является правомерным.
Правовые позиции министерства и суда первой инстанции по существу совпадают: дезинфекцию вагонов могут осуществлять лица, не являющиеся перевозчиками.
При таких обстоятельствах коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-7663/2013 для пересмотра в порядке надзора решения от 23.08.2013 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Сарбаш |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2013 г. N ВАС-17909/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был