Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2014 г. N ВАС-19704/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Александрова В.Н., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 14.10.2013 N 73-ИОГВ-21-01/2478исх о пересмотре в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2013 по делу N А72-106/2013 Арбитражного суда Ульяновской области,
УСТАНОВИЛА:
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган) от 03.12.2012 по делу N 9244/04-2012 незаконным в части признания действий министерства и Ульяновской областной общественной организации Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов (далее - общественная организация), выразившихся в заключении охотхозяйственного соглашения от 06.06.2012 N 11/12 без проведения публичных процедур, что повлекло недопущение, устранение конкуренции, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; выдачи министерству и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства; передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях; а также о признании незаконным предписания антимонопольного органа от 17.12.2012 N 109.
Общественная организация обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании решения антимонопольного органа от 03.12.2012 года по делу N 9244/04-2012 незаконным, о признании предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 17.12.2012 года N 110 незаконным.
Министерство и общественная организация обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с совместным заявлением к антимонопольному органу о признании недействительными решений от 29.12.2012 по делам N N 9323/04-2012, 9324/04-2012, 9325/04-2012, 9326/04-2012, 9327/04-2012, 9328/04-2012, 9329/04-2012, 9330/04-2012, 9331/04-2012, 9332/04-2012, 9333/04-2012, 9334/04-2012, 9336/04-2012, 9337/04-2012, 9338/04-2012 (далее - решения) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; о признании недействительными предписаний от 29.12.2012 NN 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 155, 156, 157, 158, 159, 160 (далее - предписания).
Для совместного рассмотрения дела по указанным заявлениям объединены судом в одно производство.
В связи с изменениями, внесенными в учредительные документы, Ульяновская областная общественная организация Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов заменена при производстве по делу своим процессуальным правопреемником - Ульяновской областной общественной организацией охотников и рыболовов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ульяновское областное отделение общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", Правительство Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, прокурор Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 решение арбитражного суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 08.10.2013 постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Суды установили, что в соответствии с постановлением Главы Администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" с учетом изменений, внесенных постановлением от 30.05.2002 N 64, общественной организации сроком на 10 лет в 18 районах Ульяновской области предоставлены территории и акватории, необходимые для осуществления пользования охотничьими животными, в границах и площадях согласно приложению к данному постановлению.
Впоследствии на основании указанного постановления с общественной организацией заключены договоры о предоставлении в долгосрочное пользование территорий и акваторий для осуществления пользования охотничьими животными на территории Ульяновской области на срок 10 лет и выданы долгосрочные лицензии от 02.07.2002 на пользование объектами животного мира сроком действия до 02.07.2012.
Общественная организация 03.05.2011 впервые обратилась в министерство с письменным заявлением, выражающим просьбу заключить охотхозяйственные соглашения на предоставленные организации охотхозяйства.
С уточненными заявлениями, общественная организация обратилась в министерство 30.03.2012 и 06.06.2012, приложив к ним документы о согласовании и подписании охотхозяйственных соглашений на предполагаемый срок 49 лет на Павловское, Новомалыклинское, Вешкаймское, Карсунское, Тереньгульское, Инзенское, Сенгилеевское, Майнское, Старомайнское, Кузоватовское, Чердаклинское, Сурское, Мелекесское, Барышское, Николаевское, Новоспасское, Радищевское охотничьи угодья.
На основании указанных заявлений министерством с общественной организацией 16.05.2012, 06.06.2012 и 27.06.2012 заключены охотхозяйственные соглашения на 49 лет, на основании которых общественной организации предоставлены в аренду лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, соответствующих предоставленным обществу постановлением Главы Администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44.
Решениями комиссии антимонопольного органа действия министерства и общественной организации, выразившиеся в заключении охотхозяйственных соглашений без проведения публичных процедур, признаны нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании решений антимонопольного органа министерству и общественной организации выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены или внесения соответствующих законодательству изменений в охотхозяйственные соглашения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности наличия в действиях министерства и общественной организации нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По мнению суда первой инстанции, у общественной организации право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий от 02.10.2002, то есть до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Право на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении ранее предоставленных охотничьих угодий без проведения аукциона реализовано общественной организацией до истечения срока действия лицензий. Обязанность заключить охотхозяйственные соглашения с общественной организацией в установленный срок на предложенных ею условиях министерством исполнена в соответствии положениями названного Закона.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что срок действия долгосрочных лицензий, выданных общественной организации, закончился 02.07.2012, то есть с указанной даты у общественной организации отсутствует право пользования охотничьими ресурсами на территориях, указанных в лицензиях согласно постановлению Главы Администрации Ульяновской области от 20.04.2012 N 44. Соответственно, отсутствует у министерства и право заключения охотхозяйственных соглашений на пользование охотничьими ресурсами на данных территориях без проведения аукционов.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Таким образом, суды апелляционной и кассационной инстанций сделали вывод о доказанности наличия в действиях министерства и общественной организации нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении дела суды апелляционной и кассационной инстанций руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление министерства, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А72-106/2013 Арбитражного суда Ульяновской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2013 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2014 г. N ВАС-19704/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А72-106/2013
Истец: Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологиии Ульяновской области, Ульяновская областная общественная организация охотников и рыболовов, УООО РАОО объединений охотников и рыболовов
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
Третье лицо: Прокуратура Ульяновской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Ульяновская область в лице Правительства Ульяновской области, Ульяновское областное отделение общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Ульяновская областная общественная организация РАОО Охотников и рыболовов, Ульяновское областное отделение общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4237/15
22.10.2015 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9997/13
16.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15516/13
25.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5479/13
19.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5357/13
18.02.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9997/13
30.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19704/13
17.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19704/13
15.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19704/13
09.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19704/13
08.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8166/13
17.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9997/13
06.05.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-106/13