Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 сентября 2008 г. N КА-А40/8327-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2008 г.
Открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учётом уточнений, принятых судом) к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 26.10.2007 г. N 110/16-91 в части пункта 2 о предложении уплатить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 15 196 руб. и внести необходимые изменения в бухгалтерский и налоговый учёт организации; решения от 26.10.2007 г. N 43/16-92 в части пунктов 2, 4, 5 об отказе в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в размере 3 446 693 руб., отказе в возмещении НДС в размере 14 889 руб., предложения внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учёта, а также об обязании Инспекции возместить НДС в сумме 14 889 руб. путём зачёта.
Решением от 20.03.2008 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 27.05.2008 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены.
При этом судебные инстанции исходили из того, что ненормативные правовые акты налогового органа в оспариваемой части не соответствуют законодательству о налогах и сборах Российской Федерации, нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой излагается просьба решение и постановление судебных инстанций отменить как принятые с нарушением норм материального права, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. В обоснование чего приводятся доводы о нарушениях при рассмотрении вопроса о реализации услуг связи дипломатическим и приравненным к ним представительствам по ставке НДС - 0%.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя заявителя, возражавшего против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов.
Судом установлены обстоятельства, связанные с представлением заявителем в налоговый орган налоговых деклараций (в том числе уточненной) за спорный период - сентябрь 2006 г. и соответствующих документов, подтверждающих применение ставки 0% по п.п. 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также установлены обстоятельства, которые послужили основанием для вынесения решений в оспариваемой части.
Принимая судебные акты по делу, и суд первой, и суд апелляционной инстанций правильно руководствовались положениями п.п. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, в соответствии с которыми налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Судом установлено, что общество в Инспекцию представило пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, за исключением копий платежных документов, подтверждающих фактическое перечисление обществу денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг), однако в период проведения камеральной проверки налоговой декларации по ставке 0 процентов за сентябрь 2006 г. общество сопроводительным письмом от 06.08.2007 г. N к/27649 представило по требованию налогового органа N 58-16-12/01/12455 от 13.07.2007 г. копии платежно-расчетных документов об оплате оказанных в сентябре 2006 г. услуг связи дип.представительствами согласно реестру документов.
Суд правильно исходил из того, что порядок применения п.п. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ установлен Правилами применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. N 1033.
Пунктом 4 данных Правил установлен перечень документов, необходимых для подтверждения права на выставление налогоплательщиком счетов-фактур с нулевой ставкой НДС, в числе которых нет платежно-расчетных документов об оплате соответствующих товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ (в редакции Федерального закона N 119-ФЗ от 22.07.2005 г.), с 01.01.06 г. все налогоплательщики обязаны исчислять НДС с единого момента определения налоговой базы по НДС: наиболее ранней из следующих дат: дня отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); или дня оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно ст. 166 НК РФ, сумма налога исчисляется по итогам каждого месяца как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы.
Соответственно, с 01.01.06 г. исчисление и уплата НДС должны производиться в том месяце, когда произошло оказание услуг, а не в том месяце, когда поступила оплата за эти услуги, если оплата не вносилась авансом. НК РФ не установлено исключений в отношении предусмотренного ст. 167 НК РФ момента определения налоговой базы в отношении реализации услуг для официального пользования дипломатическим представительствам.
Суд, учитывая, что выставление счетов-фактур без выделения НДС состоялось именно в сентябре 2006 г., а поступление платежей значения для выставления счетов-фактур без НДС согласно п. 4 Правил не имеет, пришел к правильному выводу о том, что сведения о подтверждении реализации услуг дип. представительствам и связанных с такой реализацией налоговых вычетов должны быть отражены именно в налоговой декларации за сентябрь 2006 года.
Правилен и вывод суда о том, что НК РФ в отношении услуг, поименованных в п.п. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ (для дипломатических представительств), не предусмотрено применение норм ст. 165 НК РФ, устанавливающих требования к представлению налогоплательщиками именно пакетов определенных документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0%.
Обоснованно судом учтено, что общество не имеет возможности учитывать платежно-расчетные документы при формировании налоговой базы за соответствующий месяц в условиях действия с 01.01.06 г. новой редакции нормы ст.ст. 163, 167 НК РФ и Правил оказания услуг местной, внутризоновой междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.05 г. N 310, более того, платежи могут и не поступить в установленные сроки по причине неправомерного поведения пользователей услуг.
Таким образом, вывод суда о том, что общество подтвердило обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, выполнив все требования, предусмотренные действующим налоговым законодательством, и представило для налоговой проверки необходимые документы, является правильным.
Доводы кассационной жалобы Инспекции направлены на переоценку обстоятельств спора и выводов, сделанных судом. Между тем, исследование и оценка доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Повторение в кассационной жалобе тех же доводов не опровергает выводов суда, переоценка фактических обстоятельств и материалов дела не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе отсутствуют доводы о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, ссылки на доказательства, не исследованные судом, или неправильно установленные обстоятельства.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 20 марта 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 27 мая 2008 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-66209/07-112-382 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2008 г. N КА-А40/8327-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании