Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 сентября 2008 г. N КГ-А40/8296-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2008 г.
ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Правительству Москвы, Комитету по культурному наследию г. Москвы о признании недействительным зарегистрированного права собственности г. Москвы на здание, расположенное по адресу: г. Москва, Архангельский пер., д. 10, стр. 2 и о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления за Москомнаследием на указанное здание.
Решением от 31 марта 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-67830/07-50-575 в иске отказано.
Постановлением от 6 июня 2008 г. N 09АП-5815/2008-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда решение от 31 марта 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-67830/07-50-575 оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражные суды исходили из следующего. ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" является ненадлежащим истцом по предъявленному иску, поскольку в силу положений ст. 63 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (вступило в силу 1 января 2007 г.) правом на обращение в судебном порядке с требованием о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия федерального значения обладает Российская Федерация в лице Росимущества как титульный собственник. Поэтому суды пришли к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. При таких обстоятельствах суды обратили внимание на то, что исковые требования являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению полном объеме. При этом судами не было оценено заявление ответчика о применении исковой давности по настоящему спору, поскольку "_основаниями для отказа в иске являются предъявление иска ненадлежащим истцом и избрание им ненадлежащего способа защиты права_".
По делу N А40-67830/07-50-575 поступила кассационная жалоба от истца - ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры, в которой оно просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы заявитель - ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" указывает, что суды не выяснили в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отзывов на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле не поступило.
Третьи лица - УФРС по Москве, Росимущество, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца - ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчиков - Правительства Москвы, Комитета по культурному наследию г. Москвы возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, ссылаясь на соблюдение при их принятии норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к заключению, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Мосрегистрацией (в настоящее время - УФРС по Москве) 21 июня 2001 г. зарегистрировано право собственности г. Москвы на здания, расположенное по адресу г. Москва, Архангельский пер., д. 10, стр. 2 (свидетельство о государственной регистрации права от 21 июня 2001 г. 77 НН 104206; запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) N 77-01/30-188/2001-3208 - л.д. 68 т. 1). Затем 27 июня 2001 г. Мосрегистрацией было зарегистрировано право оперативного управления Государственного учреждения "Главное управление охраны памятников г. Москвы" (в настоящее время - Москомнаследие; запись в ЕГРП N 77-01/30-188/2001-4015 - л.д. 67 т. 1).
Полагая, что государственная регистрация права собственности города Москвы и оперативного управления Москомнаследия на упомянутые объекты произведена неправомерно, ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. При этом определением от 21 февраля 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора было привлечено Росимущество (л.д. 70 т. 1).
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, и признания государством права на недвижимость, подтверждаемого определенными предусмотренными законом правовыми основаниями.
Возникновение гражданских прав связано с наличием определенных оснований, предусмотренных законом или иными нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), договоров и иных сделок, предусмотренных законом или им не предусмотренных, но не противоречащих ему, актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав, и поэтому оспаривание государственной регистрации гражданских прав непосредственно связано с оспариванием оснований их возникновения.
Предусмотренное в ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" положение о том, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, указывает на возможность оспаривания не самих действий регистрирующего органа по регистрации прав других лиц, а именно прав, возникновение которых было зафиксировано в правоустанавливающих документах и зарегистрировано органом государственной регистрации.
Таким образом, в предмет доказывания по такому спору входит установление ряда обстоятельств: наличие спорного имущества с индивидуально-определенными признаками; наличие основания, с которым закон связывает приобретение права собственности на имущество; обстоятельства, свидетельствующие о владении заявителем спорным имуществом как своим собственным.
Заявляя указанные требования, ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", оспаривает право собственности ответчиков - права собственности города Москвы и оперативного управления Москомнаследия и обосновывает свое право собственности на указанное имущество. Так, ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" ссылалось на то, что "_ Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. N 624 здание, расположенное по адресу: г. Москва, Архангельский пер., д. 10, стр. 2 (историческое название Усадьба Приклонской Н.Н.-Левашова В.Я. - Главный дом 17, 2-я пол. 18 в. 1865, 1870 г.г.) включено в перечень памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения _" (л.д. 5-7, т. 1).
Однако ссылку ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в подтверждение своих требований об отнесении спорного объекта недвижимости к федеральной собственности на Постановление Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. N 624 суды первой и апелляционной инстанции признали несостоятельной, указав на то, что оно "_ не подлежит применению в настоящем споре _".
Суд кассационной инстанции считает, что такая позиция судов не в полной мере согласуется со сложившейся судебно-арбитражной практикой по данной категории споров, отраженной, в частности в решении от 5 июля 2006 г. N 11159/04 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно пункту 3 раздела I Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности были отнесены объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
В Приложении N 2 к названному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в числе объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, не указывались памятники культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения.
К моменту издания Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 вопрос о правовой принадлежности того или иного объекта культурного наследования уже был законодательно урегулирован на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", дополненным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 г. N 624.
Впоследствии, Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" был подтвержден статус этих объектов как памятников федерального значения.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327, дополненным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. N 624.
С учетом изложенного, судам необходимо было дать оценку доводам ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" и установить было ли включено спорное здание, расположенное по адресу: г. Москва, Архангельский пер., д. 10, стр. 2 в соответствующий список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. При этом если адрес спорного объекта изменялся, то судам необходимо было выяснить первоначальный адрес этого объекта и указать, что в последующем он был изменен.
Ссылка судов первой и апелляционной инстанций на положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", в соответствии с которым были внесены изменения в том числе в ст. 63 Федерального закона "об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не может быть принята во внимание. Данная норма права вступила в силу с 1 января 2007 г. Однако оспариваемая регистрация права собственности города Москвы и оперативного управления Москомнаследия были осуществлены регистрирующим органом в 2001 году, то есть на момент проведения оспариваемой регистрации упомянутая норма права еще не была принята.
Кроме того, при рассмотрении спора судами был оставлен без внимания и правовой оценки довод истца о том, что оспариваемая государственная регистрация права собственности города Москвы и оперативного управления Москомнаследия на упомянутые объекты произведена соответственно 21 июня 2001 г. и 27 июня 2001 г., то есть в то время когда данный объект был "_ внесен в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества и свидетельством о внесении в реестр федерального имущества (N 0771351 от 21 марта 2001 г.) _". При этом истец обращал внимание на то, что "_ объект был закреплен на праве оперативного управления за Агентством, на основании совместного распоряжения Министерства культуры Российской Федерации и Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 22 декабря 2000 г. N 429/1367-р. Во исполнение данного распоряжения объект был принят Агентством по акту приемки-передачи основных средств от 26 февраля 2001 г. N 106 и поставлен на баланс _".
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В связи с этим, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законными и обоснованными, поэтому они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, оценить представленные доказательства в их совокупности, после чего оценить заявление ответчика о применении срока исковой давности по настоящему спору и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 31 марта 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 6 июня 2008 г. N 09АП-5815/2008-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-67830/07-50-575 отменить. Указанное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2008 г. N КГ-А40/8296-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании