Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 сентября 2008 г. N КГ-А40/8274-08-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 г.
ОАО "Новоаннинский комбинат хлебопродуктов" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства РФ о взыскании 271.171,40 руб. - задолженности за хранение семян подсолнечника по государственному контракту N 1842/17 от 2 декабря 2002 г. В ходе производства по делу исковое требование уточнено в отношении источника финансирования денежных средств, указанием на взыскание за счёт средств казны Российской Федерации (часть 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 17 апреля 2007 г. в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 7 сентября 2007 г. решение суда от 17 апреля 2007 г. отменено, дело передано на новое рассмотрение в тот же суд.
При повторном рассмотрении дела в качестве третьего лица для самостоятельных требований привлечено Министерство Финансов Российской Федерации.
Решением от 18.02.2008 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 г. по делу N А40-79701/06-56-598 решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2008 г. отменено, взыскано с Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства РФ за счет федеральной казны в пользу ОАО "Новоаннинский комбинат хлебопродуктов" 101.449 р. 85 к. расходов по хранению и 3.381 р. 41 к. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части иска отказано.
Не согласившись с постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, Министерство сельского хозяйства РФ обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает также на то, что ему не были переданы бюджетные средства для оплаты услуг по хранению семян по государственному контракту от 02.12.2002 N 1842/17, а также на то, что в соответствии с Положением о Минсельхозе России (п. 5.5.3) от 24.03.2006 N 164, действовавшим на момент принятия обжалуемого постановления, Минсельхоз России осуществляет формирование и использование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений. При этом заявитель кассационной жалобы полагает, что передача функции от одного федерального органа исполнительной власти другому не означает передачу прав и обязанностей по гражданско-правовым сделкам.
С учетом изложенного, заявитель просит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В заседании суда заявитель кассационной жалобы поддержал свои доводы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца, в устном выступлении просил решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, ссылаясь на соблюдении при их принятии норм процессуального и материального права.
Третье лицо - Министерство финансов РФ, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов судебного дела 2 декабря 2002 г. между Министерством сельского хозяйства и ОАО "Новоаннинский комбинат хлебопродуктов" заключен государственный контракт N 1842/17, в соответствии с которым истец обязался поставить, хранить и обслуживать гибриды семян подсолнечника в федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений в количестве 27,13 тонн, а ответчик оплатить поставку и услуги по хранению и обслуживанию гибридов семян "Сигнал" в сумме 2 996 316 руб. 42 коп. за период хранения по 31 декабря 2003 года включительно.
Поставка гибрида семян подсолнечника "Сигнал" была осуществлена в полном объёме, что подтверждено актом выполнения поставок семян от 03.12.2002 г. Спора по расчетам за поставленную продукцию между сторонами не имеется.
В соответствии с дополнительным соглашением N 1589/17 от 1 декабря 2004 года Поставщиком по государственному контракту N 1842/17 является открытое акционерное общество "Новоаннинский комбинат хлебопродуктов", которое является правопреемником ЗАО "Новоаннинский комбинат хлебопродуктов". В п. 2 дополнительного соглашения пролонгирован срок действия государственного контракта N 1844/17 на 2004 год.
В соглашении N 1635/17 от 27 декабря 2004 года о переходе прав и обязанностей к государственному контракту N 1842/17 от 2 декабря 2002 года Министерство сельского хозяйства Российской Федерации установлено, что с согласия ОАО "Новоаннинский комбинат хлебопродуктов" уступило, а Федеральное агентство по сельскому хозяйству приняло обязанности по государственному контракту N 1842/17 от 2 декабря 2002 года.
Актом приема-передачи объемов финансирования по государственному контракту на формирование федерального фонда семян сельскохозяйственных растении от 27 декабря 2004 года Министерство передало Агентству остаток финансирования на дату заключения соглашения в сумме 142.128 рублей 21 копейку.
Актом N 1 оказания услуг по хранению, обслуживанию и отпуску семян сельскохозяйственных растений к государственному контракту Агентство по сельскому хозяйству подтвердило оказание истцом услуг по хранению за период с 1 января 2003 года по 31 декабря 2003 года на сумму 71.623 рубля 20 копеек.
Актом N 2 оказания услуг по хранению, обслуживанию и отпуску семян сельскохозяйственных растений к государственному контракту Агентство по сельскому хозяйству подтвердило оказание истцом услуг по хранению за период с 1 января 200 года по 31 декабря 2004 года на сумму 70 429 рубля 48 копеек.
Оплата за услуги по хранению в период 2003 и 2004 годов не произведена, в результате чего, по мнению истца, на стороне ответчика образовалась задолженность в сумме 142.052,68 руб. по состоянию на 1 января 2005 г. Поскольку по окончании срока действия государственного контракта N 1842/17 от 02.12.2002 г. ответчик хранимым семенным фондом не распорядился, истцом на основании части 4 статьи 896 Гражданского кодекса Российской Федерации произведён расчет услуг по хранению до 31 октября 2006 г., что в общей сумме с задолженностью 2003, 2004, 2005 годов составляет 271.171,40 руб.
Согласно Положению о формировании и использовании федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 г. N 698 фонд семян является федеральной собственностью. Управление фондом семян осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных на формирование фонда семян, является Министерство сельского хозяйства (п.п. 4, 6 Положения). Действительно, в 2004-2006 годах существовало Федеральное агентство по сельскому хозяйству, осуществлявшее функции по формированию и использованию федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, а также полномочия государственного заказчика по размещению заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд в (п.п. 5.3.5, 5.3.21 Положения о Федеральном агентстве по сельскому хозяйству).
Тем не менее Федеральное агентство по сельскому хозяйству находилось в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (п. 2 Положения О федеральном агентстве по сельскому хозяйству). Указом Президента РФ от 03.10.2005 г. N 1158 Федеральное агентство по сельскому хозяйству было упразднено с возложением на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации функций Федерального агентства по сельскому хозяйству. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 164 утверждено Положение "О министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" и признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 328 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по сельскому хозяйству". К полномочиям Министерства по сельскому хозяйству РФ отнесено формирование и. использование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений (п. 5.5.3 Положения) и осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и, возложенных на Министерство функций.
В этой связи Министерство сельского хозяйства по настоящему делу является уполномоченным представлять интересы Российской Федерации органом (часть 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод Министерства сельского хозяйства Российской Федерации об отсутствии соглашения о передаче прав и обязанностей по государственному контракту от 02.12.2002 г. N 1842/17 и дополнительному соглашению от 01.12.2004 г. N 1589/17 от Федерального агентства к Минсельхозу России не имеет для данного спора правового значения, поскольку Российская Федерация как самостоятельный участник гражданских правоотношений из обязательства по государственному контракту не выбывала вне зависимости от изменений в структуре своих органов.
Возражения заявителя кассационной жалобы относительно недостаточности бюджетных средств на оплату услуг по хранению семян судом кассационной инстанции приняты быть не могут, так как Минсельхоз России как главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями вносить предложение по формированию и изменению бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи (пункты 6, 7 части 1 статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования лишь в части с учетом сроков хранения семян подсолнечника со ссылкой на статьи 886, 893, 896 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, не усматривается, доводы заявителя кассационной жалобы - ООО "ВЭСП" - направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 г. по делу N А40-79701/06-56-598 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2008 г. N КГ-А40/8274-08-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании