Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2014 г. N ВАС-19186/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зарубиной Е.Н., судей Зориной М.Г. и Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление государственного унитарного предприятия по развитию Московской области, находящегося в собственности Московской области, от 18.12.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Московской области от 26.02.2013 по делу N А41-40940/12, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.09.2013 по тому же делу по иску государственного унитарного предприятия по развитию Московской области, находящегося в собственности Московской области (г. Щелково) к Министерству строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области (г. Красногорск) о взыскании 100 000 000 рублей задолженности и 16 133 333 рублей неустойки.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство финансов Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие по развитию Московской области (ГУП по развитию Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с Министерства строительного комплекса Московской области 100 000 000 рублей задолженности и 16 133 333 рублей неустойки по государственному контракту от 18.07.2006 N 20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Московской области, Правительство Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика - Министерства строительного комплекса Московской области на Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2013 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.09.2013 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, ГУП по развитию Московской области просит пересмотреть в порядке надзора принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильную оценку судами доказательств.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
Рассмотрев заявление, обсудив изложенные в нем доводы, а также выводы судов, коллегия судей таких оснований не усматривает.
При рассмотрении дела суды установили, что Правительством Московской области принято постановление от 26.12.2005 N 967/52 "О комплексном плане неотложных мероприятий по государственной поддержке и развитию государственного учреждения здравоохранения "Московская областная психиатрическая больница N 2 имени В.И. Яковенко" на 2005-2007 годы".
Постановлением Правительства Московской области от 15.05.2006 N 415/16 Московская областная психиатрическая больница N2 имени В.И. Яковенко включена в Перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета Московской области на государственные капитальные вложения в 2006 году.
Во исполнение указанного постановления Правительства Московской области между Министерством строительного комплекса Московской области (государственным заказчиком) и ГУП по развитию Московской области (исполнителем) заключен государственный контракт от 18.07.2006 N 20 на выполнение проектно-изыскательских работ и строительство объектов недвижимости для государственных нужд Московской области по перечню и в объеме, предусмотренных титульным списком на соответствующий финансовый год (приложение N1) на период действия государственного контракта (в том числе объекта Московская областная психиатрическая больница N2 имени В.И. Яковенко).
Пунктом 3.3 государственного контракта предусмотрено, что государственный заказчик обязан осуществлять финансирование работ по данному контракту за счет средств бюджета Московской области в пределах объемов, предусмотренных на финансовый год, в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными статьей 5 этого контракта.
В соответствии с пунктами 4.1.4 и 4.1.5 государственного контракта исполнитель обязан распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами, выделяемыми на выполнение проектно-изыскательских работ и строительство объектов строго в соответствии с их целевым назначением и отвечать за целевое и своевременное использование указанных ресурсов; информировать государственного заказчика об объемах выполненных работ путем ежемесячного представления отчета об освоении средств, выделенных из областного бюджета на выполнение проектно-изыскательских работ и капитальное строительство, за соответствующий период (приложение N 3) с подтверждением их выполнения оригиналами форм КС-2 и КС-3 и отчета по выполнению объемов предпроектной, проектно-сметной документации и ее согласования за соответствующий период (приложение N 4).
Согласно пункту 5.1 государственного контракта оплата выполненных работ производится в порядке, установленном для казначейского исполнения расходов областного бюджета по государственным контрактам. При этом освоение капитальных вложений в течение года действия государственного контракта не должно превышать объем средств бюджета Московской области, предусмотренных на финансовый год.
Финансирование осуществляется с момента подписания обеими сторонами государственного контракта при условии получения средств из бюджета Московской области (пункт 5.2 государственного контракта).
Оплата выполненных работ производится после принятия государственным заказчиком отчетов, представленных исполнителем государственного заказа (приложения N 3 и N 4) - пункт 5.4 государственного контракта.
Впоследствии, при подписании дополнительных соглашений N N7-10 к государственному контракту от 18.07.2006 N 20 стороны установили, что объем финансирования, предусмотренный данным контрактом, определен Постановлением Правительства Московской области от 14.07.2008 N 561/26 "Об утверждении порядка осуществления бюджетных инвестиций и перечня объектов капитального строительства и реконструкции государственной собственности Московской области, финансируемых из бюджета Московской области за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых Министерству строительного комплекса Московской области на осуществление бюджетных инвестиций" (с изменениями).
Согласно названному постановлению в отношении объекта "Лечебный корпус на 420 коек ГУЗ "Московская областная психиатрическая больница N 2 имени В.И. Яковенко" предельный объем средств на осуществление бюджетных инвестиций, направленных на возмещение затрат за работы, выполненные в предшествующие годы, составляет 196 560 000 рублей, из них: за 2008-2010 годы профинансировано 96 560 000 рублей, а оставшиеся 100 000 000 рублей предусмотрены как бюджетные инвестиции на 2012 год.
В целях обеспечения строительства первой очереди лечебного корпуса на 420 коек Московской областной психиатрической больницы N 2 имени В.И. Яковенко между ГУП по развитию Московской области (заказчиком), Министерством строительного комплекса Московской области и обществом "СК "Спецстрой-2" (инвестором) заключен договор инвестирования от 10.12.2007 N 1, в соответствии с которым заказчик привлекает инвестора к участию в финансировании строительства указанного объекта с объемом финансирования 100 000 000 рублей и обязуется возместить инвестору затраты в размере внесенного инвестиционного взноса после получения заказчиком соответствующих денежных средств на основании государственного контракта от 18.07.2006 N 20.
Между обществом "Московская областная инвестиционная трастовая компания" (инвестором), ГУП по развитию Московской области (заказчиком) и Министерством строительного комплекса Московской области заключен договор инвестирования от 22.09.2008 N 2-4-126/2008, по условиям которого заказчик привлекает инвестора к участию в финансировании строительства первой очереди лечебного корпуса на 420 коек Московской областной психиатрической больницы N 2 имени В.И. Яковенко с объемом финансирования 270 000 000 рублей и обязуется возместить инвестору затраты в размере внесенного инвестиционного взноса после получения заказчиком соответствующих денежных средств на основании государственного контракта от 18.07.2006 N 20.
Суды также установили, что ГУП по развитию Московской области в рамках указанных инвестиционных контрактов получил от инвесторов 196 560 000 рублей.
В обоснование заявленного иска ГУП по развитию Московской области ссылается на то, что 100 000 000 рублей является задолженностью Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области по оплате затрат предприятия в рамках обязательств, предусмотренных государственным контрактом от 18.07.2006 N 20 в части финансирования работ по строительству лечебного корпуса на 420 коек Московской областной психиатрической больницы N 2 имени В.И. Яковенко.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности и неустойки, суды исходили из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии у исполнителя расходов, связанных со строительством объекта, и доказательств наличия неисполненного обязательства по возврату привлеченных денежных средств инвесторов.
При этом суды оценили представленные отчеты об освоении средств, выделенных из областного бюджета на проектирование и капитальное строительства в 2009 году, и о ходе работ за январь-декабрь 2009 года и признали их ненадлежащими доказательствами ввиду несоблюдения условий, необходимых для наступления оснований для оплаты.
Кроме того, суды приняли во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-25219/11, которыми отказано в удовлетворении иска общества "СК "Спецстрой-2" о взыскании с ГУП по развитию Московской области 100 000 000 рублей в связи с истечением срока исковой давности.
Доводы, изложенные в заявлении, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Исходя из вышеизложенного, коллегия судей не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А41-40940/2012 Арбитражного суда Московской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Московской области от 26.02.2013, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.09.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Е.Н. Зарубина |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2014 г. N ВАС-19186/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А41-40940/2012
Истец: ГУП "По развитию Московской области, находящееся в собственности Московсой области", ГУП по развитию МО
Ответчик: Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства МО, Министерство строительного комплекса и жилищьно комунального хозяйства МО, Министерство строительного комплекса Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство финансов Московской области, Правительство Московской области, Правительство Москогвской области