Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гросула Ю.В., судей Пауля Г.Д., Попова В.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (г. Санкт-Петербург) о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.08.2013 по делу Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74907/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" (г. Санкт-Петербург) к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры об отмене предписания.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.08.2013 судебные акты частично отменены, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным возложения обязанностей по подготовке проектной документации на реставрационный ремонт крыши здания и его выполнению.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - комитет) просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права, единообразия в толковании и применении норм права. По мнению заявителя, обязанность по подготовке проектной документации на реставрационный ремонт крыши здания, а также его непосредственное проведение наступает как непосредственно в силу требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) и жилищного законодательства, так и в силу неправомерных действий общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" (далее - управляющая компания), повлекших причинение ущерба зданию, вне зависимости от предоставления собственниками помещений дополнительного финансирования.
Согласно положениям части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы, принятые по делу судебные акты и материалы дела, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что между Санкт-Петербургским государственным учреждением "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" и управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом, являющимся объектом культурного наследия регионального значения "Жилой дом при заводе Ф.К.Сан-Гали".
Комитетом проведен осмотр указанного дома, по итогам которого выявлены следующие нарушения: на лицевом фасаде здания имеются утраты штукатурного слоя над оконной перемычкой (кв. 19) под восточной воронкой; на кровле обнаружено отсутствие в этом месте водостока, ведущего от разжелобков к водосточной воронке; в результате постоянных протечек на потолках квартиры имеются ржавые пятна, трещины, разрушения штукатурного слоя; деревянные стропильные системы нуждаются в реставрационном ремонте, так как утрачены опорные стойки на некоторых стропилах и прочие подкосы, в результате чего происходит прогибание стропил под тяжестью снега и расхождение фальцев; отсутствует оконное заполнение на оконном проеме на лестничную клетку; из-за заменены части "слуховых" окон нарушен тепло-влажностный режим чердачных помещений.
В целях устранения выявленных нарушений Комитет выдал управляющей компании предписание от 16.11.2012 N 7/3823, которым обязал последнею установить водосток на кровле объекта культурного наследия; устранить дефекты штукатурного и окрасочного слоев на лицевом фасаде дома; в соответствии с заданием Комитета подготовить проектную документацию на реставрационный ремонт крыши здания, деревянной стропильной системы и металлической кровли объекта; выполнить реставрационный ремонт крыши здания объекта культурного наследия "Жилой дом при заводе Ф.К.Сан-Гали".
Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 33, 40, 42, 48 Закона N 73-ФЗ, пунктами 10, 16, 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункто 1 постановления правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 "Об утверждении правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге", отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришли к выводу, что управляющая компания приняла на себя обязанности по сохранению объекта культурного наследия по договору управления.
Отменяя указанные судебные акты в части, суд кассационной инстанции исходил из того, что на управляющую компанию не может быть возложена обязанность по проведению реставрации, относящейся к особому виду работ, осуществление которых требует получения лицензии в соответствии с пунктом 3 статьи 45 Закона N 73-ФЗ и пунктом 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Нарушений судами норм материального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении обжалуемых судебных актов не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А56-74907/2012 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.08.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Ю.В. Гросул |
Судьи |
Г.Д. Пауль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N ВАС-17162/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А56-74907/2012
Истец: ООО "Жилкомсервис N2 Центрального района"
Ответчик: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5486/13
05.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9126/13
18.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74907/12