Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 февраля 2014 г. N ВАС-320/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирейковой Г.Г., судей Самуйлова С.В. и Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 19.12.2013 N 1445 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2013 по делу N А01-868/2013 по заявлению муниципального предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Красногвардейское" (Республика Адыгея, с. Красногвардейское Красногвардейского района; далее - предприятие) о признании незаконным приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (г. Майкоп; далее - регулирующий орган) от 04.03.2013 N 40-п "О внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 174-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования "Красногвардейский район" в части снижения норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях на территории муниципального образования "Красногвардейский район" с 7,1 куб. метра в месяц на одного человека до 6,04 куб. метра в месяц на одного человека, и недействующим.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2013, оспариваемая часть нормативного правового акта признана незаконной и недействующей.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора регулирующий орган просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что регулирующий орган, действуя в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.1 раздела III Положения об Управлении государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.07.2010 N 133, приказом от 30.08.2012 N 174-п утвердил нормативы потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования "Красногвардейский район".
Согласно содержанию приложения N 2 к указанному приказу, норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при наличии водозаборных устройств (ванна с душем, раковина и (или) мойка кухонная, унитаз) утвержден величиной 7,10 куб. метр в месяц на одного человека.
Поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 N ДК-П9 - 1327 установлена обязанность компетентных органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации не позднее 25.03.2013 принять в пределах их компетенции решения, обеспечивающие недопущение роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году более чем на 6 процентов в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 года, имея в виду, что увеличение платы допускается только во втором полугодии 2013 года не более чем на 12 процентов при условии отсутствия роста в первом полугодии.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 N ДК-П9-1327 с целью недопущения увеличения платы за коммунальные услуги разработаны Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году (информационное письмо ФСТ России от 06.03.2013 N СН-2164/5), которыми предложено в том числе пересмотреть утвержденные на 2013 год нормативы потребления коммунальных услуг, с учетом необходимости сохранения стимулов к установке общедомовых и индивидуальных приборов учета.
Регулирующий орган приказом от 04.03.2013 N 40-п "О внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 174-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования Красногвардейский район" внес изменения в приложения 2 и 3, утвержденные пунктом 1 приказа от 30.08.2012 N 174-п, которыми снизил норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при наличии водозаборных устройств (ванна с душем, раковина и (или) мойка кухонная, унитаз) с 7,10 куб. метров в месяц на одного человека до 6,04 куб. метров в месяц на одного человека.
Несогласие предприятия с внесением изменений в установленные нормативы явилось основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отклоняя ходатайство регулирующего органа о прекращении производства по настоящему делу ввиду неподведомственности настоящего спора, суд правомерно исходил из того, что на момент обращения предприятия в суд с настоящим заявлением (22.05.2013) пункт 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривал рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку нормативный акт регулирующего органа затрагивал права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности, суды правомерно рассмотрели дело по существу.
Пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (пункт 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению установлен расчетным методом.
Суд первой инстанции, проверив оспариваемый нормативный акт на соответствие правовым актам, имеющим большую юридическую силу, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3, 14, 16, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пришел к выводу о наличии оснований для признания нормативного акта недействующим ввиду отсутствия законных оснований для пересмотра норматива, предусмотренных названными Правилами.
Все доводы регулирующего органа, в том числе о правомерности принятого решения, со ссылкой на исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, являлись предметом исследования и оценки судов нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, что нашло отражение в оспариваемых судебных актах.
Суд правомерно исходил из того, что указанным поручением регулирующий орган не освобождался от соблюдения установленных законодательством оснований для изменения норматива. Вместе с тем при рассмотрении дела регулирующий орган не доказал, что такие основания имелись, а принятие оспариваемого судебного акта вызвано ростом платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году более чем на 6 процентов в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 года.
С учетом изложенного суд надзорной инстанции считает, что предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А01-868/2013 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 февраля 2014 г. N ВАС-320/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был