Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г. Поповой, судей Е.Е. Борисовой, Г.Д. Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Единые системы телекоммуникаций" о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.05.2013 по делу N А07-14733/2008, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.10.2013 по тому же делу, принятых по заявлению закрытого акционерного общества "Единые системы телекоммуникаций" (далее - общество) к Администрации муниципального района Аургазинского района Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании недействительным постановления главы администрации от 12.08.2008 N 615 "Об отмене постановлений главы администрации муниципального района Аургазинского района Республики Башкортостан" и распоряжения от 13.08.2008 N 242р "Об отмене разрешения на строительство".
Другие лица, участвующие в деле: третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству при Министерстве сельского хозяйства по Аургазинскому району Республики Башкортостан.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Башкортостан, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2009 в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора указанных судебных актов отказано.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о пересмотре решения от 21.01.2009 по новым доказательствам, ссылаясь на следующее.
В указанном заявлении общество указывает, что при принятии решения от 21.01.2009 арбитражный суд на основании Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113, сделал вывод, что для ввода сооружения связи в эксплуатацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию должно выдаваться не в общем порядке муниципальными органами, а органом Россвязьнадзора.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2012 в удовлетворении заявления общества отказано. При этом в мотивировочной части решения Верховный Суд Российской Федерации указал, что положения статей 3, 7, 12, 21, 46 Федерального закона "О связи" предполагают получение разрешения на строительство и эксплуатацию сооружений связи и предусматривают обязанность операторов связи соблюдать технические нормы и правила, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи. Разрешение, выдаваемое на основании акта приемки на заключительной стадии строительства объекта, по сути, является документом, удостоверяющим соответствие этого объекта предъявляемым требованиям и возможность его присоединения к сети связи общего пользования без нарушения интересов пользователей услугами связи, других операторов связи, без нанесения ущерба устойчивому и безопасному функционированию единого комплекса взаимодействующих сетей связи (определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 N КАС06-388).
Правила направлены на обеспечение единства процедур ввода в эксплуатацию сооружений связи и установления исчерпывающего перечня необходимых документов, которые могут быть истребованы при вводе этих сооружений (сетей) связи в эксплуатацию.
Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемый пункт Положения не имеет с Правилами общего предмета правового регулирования и не предусматривает делегирование Правительством Российской Федерации иным федеральным органам исполнительной власти полномочий по установлению особенностей государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи.
Общество считает, что арбитражным судом неверно определена сфера регулирования и применения Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68, что является основанием для пересмотра судебного акта по новым доказательствам с применением аналогии закона.
По мнению заявителя, подлежит применению пункт 3 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.05.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 определение от 14.05.2013 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.10.2013 определение от 14.05.2013 и постановление от 07.08.2013 оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора общество указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.
В соответствии со статьей 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены главой 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями пересмотра судебных актов являются вновь открывшиеся обстоятельства, указанные в части 2 настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта по делу, а также новые обстоятельства - указанные в части 3 настоящей статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.
При этом перечень вновь открывшихся обстоятельств и новых обстоятельств, установленных частями 2, 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" разъяснено, что обстоятельства, которые согласно пункту 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта.
При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации существенным для дела обстоятельством может быть признано указанное в заявлении вновь обнаруженное обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю, неоспоримо свидетельствующее о том, что если бы оно было известно, то это привело бы к принятию другого решения (пункт 5 Постановления от 30.06.2011 N 52).
Изучив заявление общества, отклонив довод заявителя о применении в настоящем случае аналогии закона, суды пришли к выводу, что указанные в нем обстоятельства не отвечают признакам новых и вновь открывшихся обстоятельств, и отказали в удовлетворении заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих изменение или отмену судебных актов в любом случае, судами не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А07-14733/2008 Арбитражного суда Республики Башкортостан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.05.2013, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.10.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Попова |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2014 г. N ВАС-13008/09
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-14733/2008
Истец: ЗАО "Единые Системы Телекоммуникаций"
Ответчик: Администрация муниципального района Аургазинский район
Третье лицо: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству при Министерстве сельского хозяйства РБ по Аургазинскому району
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7075/13
14.05.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-14733/08
27.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13008/09
27.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1765/2009