Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N ВАС-1697/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Прониной М.В., судей Бондаренко С.П., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Республики Ингушетия от 27.01.2014 N 261/14 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.05.2013 по делу N А18-883/12, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.12.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Панацея" (далее - общество), г. Назрань, к Министерству Финансов Республики Ингушетия (далее - Министерство финансов), Министерству здравоохранения Республики Ингушетия (далее - Министерство здравоохранения) о взыскании 9 746 237 рублей 98 копеек задолженности в порядке субсидиарной ответственности.
Другие лица, участвующие в деле: Правительство Республики Ингушетия.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.05.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.12.2013, исковое требование удовлетворено, с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия в порядке субсидиарной ответственности в пользу общества взыскана задолженность Министерства здравоохранения Республики Ингушетия в сумме 9 746 237 рублей 98 копеек установленная решениями Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.06.2009 по делу N А18-374/09 и от 30.03.2010 по делу N А18-1299/09.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Министерство финансов Республики Ингушетии полагает оспариваемые судебные акты незаконными и необоснованными, указывая на наличие функций главного распорядителя бюджетных средств у Министерства здравоохранения Республики Ингушетия.
Исходя из доводов, изложенных в заявлении, а также из содержания оспариваемых судебных актов, суд не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.06.2009 по делу N А18-374/2009 с Министерства здравоохранения в пользу общества взыскана задолженность в сумме 5 742 845 рублей 98 копеек.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 30.03.2010 по делу N А18-1299/09 с Министерства здравоохранения в пользу общества взыскана задолженность в сумме 4 003 392 рублей.
Ссылаясь на неисполнение указанных судебных актов, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании в субсидиарном порядке суммы основной задолженности с главного распорядителя бюджетных средств - Министерства финансов Республики Ингушетия.
Признав не требующим доказывания в соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность задолженности, суды признали исковое требование подлежащим удовлетворению.
Исходя из положений статьи 120, 125, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", суды пришли к выводу о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам Министерства здравоохранения самой Республики Ингушетия в лице Министерства финансов, как держателя казны республики, отвечающего признакам главного распорядителя бюджетных средств республики, обладающего надлежащими бюджетными полномочиями.
Указанное подтверждается положением о Министерстве финансов Республики Ингушетия, утвержденным постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20.01.2005 N 7: к полномочиям этого министерства относится, в частности, составление сводной бюджетной росписи, определение и утверждение лимитов бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств.
То обстоятельство, что Министерство здравоохранения Республики Ингушетия также является распорядителем средств соответствующего бюджета, в данном случае не имеет правового значения, поскольку упомянутая задолженность взыскивалась с этого министерства как с основного должника, а не в порядке субсидиарной ответственности.
Поскольку учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, взыскание с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия задолженности Министерства здравоохранения, как заказчика по государственному контракту и договору на поставку лекарственных средств, является правомерным.
Оснований для признания выводов судов нарушающими единообразие в толковании и применении норм права не установлено.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, были предметом рассмотрения судебными инстанциями, получили надлежащую правовую оценку и признаны несостоятельными как основанные на неверном толковании права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А18-883/12 Арбитражного суда Республики Ингушетия в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 24.05.201, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.12.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
М.В. Пронина |
Судьи |
С.П. Бондаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N ВАС-1697/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А18-883/2012
Истец: ОАО "Панацея"
Ответчик: Министерство здравоохранения Республики Ингушетия, Министерство здравоохранения РИ, Министерство финансов Республики Ингушетия, Министерство финансов РИ
Третье лицо: Правительство Республики Ингушетия
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2187/13
12.11.2015 Определение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-883/12
09.11.2015 Определение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-883/12
05.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1697/14
11.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1697/14
06.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7543/13
21.08.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2187/13
24.05.2013 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-883/12