Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2014 г. N ВАС-1720/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирейковой Г.Г., судей Ксенофонтовой Н.А. и Самуйлова С.В. рассмотрела в судебном заседании заявление товарищества собственников жилья "Державинское" от 17.01.2014 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2013 по делу N А57-16567/2012 по иску Комитета социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области (г. Саратов; далее - комитет), Министерства финансов Саратовской области (г. Саратов) к товариществу собственников жилья "Державинское" (г. Саратов; далее - товарищество) о взыскании 270 320 рублей 16 копеек неосновательного обогащения и 62 753 рублей 70 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ассоциация товариществ собственников жилья "Микрорайон-Ю" (г. Саратов), государственное казенное учреждение Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" (г. Саратов).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2013, исковые требования удовлетворены частично: с товарищества в пользу Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области в доход областного бюджета Саратовской области взыскано 270 320 руб. 16 коп. неосновательного обогащения и 16 602 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.06.2012 по 13.03.2013. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора товарищество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что между комитетом и товариществом заключен контракт от 20.11.2009 N 737/09 о возмещении расходов организаций, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в 2009 году (корректировка оплаты за отопление и горячее водоснабжение). По условиям названного контракта товарищество предоставляет меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах обслуживаемого жилого фонда согласно приложению N 1 к контракту, на основании Закона Саратовской области от 28.10.2009 N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году" (далее - Закон N 148-ЗСО), в порядке, установленном постановлением Правительства Саратовской области от 09.11.2009 N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг" (далее - Постановление N 567-П): в форме снижения на 100 процентов корректировок платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах категориям граждан, перечисленным в пункте 1.1.1 контракта; в форме снижения на 50 процентов корректировок платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах категориям граждан, перечисленным в пункте 1.1.2 контракта.
Комитет за счет средств областного бюджета, выделяемых на эти цели, перечисляет денежные средства в возмещение товариществом расходов, связанных со снижением оплаты жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 (пункт 1.2 контракта).
Заключенным контрактом стороны предусмотрели обязанность товарищества вести учет лиц, пользующихся правом на установленные действующим законодательством меры социальной поддержки, представлять сведения о них в установленной форме, рассчитывать размер платы и корректировок за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных в 2009 году многоквартирному жилому дому, не оборудованному коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также письменно сообщать об изменениях по составу обслуживаемого жилищного фонда, об установке коллективных (общедомовых) приборов учета. Контрактом установлена ответственность товарищества за несвоевременность представления указанных сведений, их достоверность и целевое использование перечисленных комитетом денежных средств (пункты 2.3, 2.4, 4.2 контракта).
Во исполнение условий контракта товариществом направлены в комитет реестры, счета-фактуры и отчеты о предоставлении мер социальной поддержки. Комитет в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, перечислил товариществу соответствующие денежные средства.
Комитет, указывая, что в нарушение условий заключенного контракта, положений Закона N 148-ЗСО и Постановления N 567-П товарищество своевременно не представило сведений об установке в жилых домах, находящихся в его управлении, коллективных (общедомовых) приборов учета, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства, положения заключенного контракта, руководствуясь статьями 125, 395, 1102, 1103, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской, изложенными в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, требованиями Закона N 148-ЗСО и Постановления N 567-П, установили наличие коллективных (общедомовых) приборов учета в ряде жилых домов и, как следствие, отсутствие оснований для корректировки платежей граждан и предоставления мер социальной поддержки. В связи с этим суды посчитали необоснованным получение товариществом возмещения из бюджета с момента ввода приборов учета в эксплуатацию.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Изложенные заявителем доводы не опровергают выводов судов. Иное толкование им понятия "неосновательное обогащение", ссылка на прекращение обязательств по контракту не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Ссылка товарищества на отсутствие в постановлении кассационной инстанции оценки доводам товарищества противоречит содержанию судебного акта, в котором суд кассационной инстанции указал, что установка общедомовых приборов учета является основанием для прекращения выплаты субсидии, и согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций относительно возражений ответчика.
Учитывая, что установка общедомовых приборов учета товариществом не оспаривается и получателем субсидий являлся ответчик, его ссылки на перечисление бюджетных средств третьему лицу не влияют на вывод судов об отсутствии у него права на получение субсидии.
С учетом изложенного суд надзорной инстанции считает, что предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А57-16567/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2014 г. N ВАС-1720/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А57-16567/2012
Истец: Комитет социальной защиты населения г. Саратова, Комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области
Ответчик: ТСЖ "Державинское"
Третье лицо: АТСЖ "Микрорайон-Ю", ГКУ Сар. обл. "Комитет социальной поддержки населения г. Саратова", ГКУ Саратовской области Комитет социальной поддержки населения г. Саратова ", Министерство финансов Саратовской области, Минфин Саратовской области