Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Пановой И.В., судей Бабкина А.И., Сарбаша С.В., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "АвтоТрансЮг" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2013 по делу N А40-57804/2013 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по тому же делу,
УСТАНОВИЛА:
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы согласовал обществу с ограниченной ответственностью "АвтоТрансЮг" (далее - общество) эксплуатацию регулярного межрегионального автобусного маршрута "Москва - Воронеж" четырьмя ежедневными рейсами на срок с 12.09.2011 по 11.09.2014.
В ходе проведения 22.01.2013 государственным казенным учреждением города Москвы "Организатор перевозок" (далее - учреждение) мероприятий по мониторингу и анализу качества транспортных услуг, предоставляемых населению города Москвы, на остановочном пункте "Автостанция "Новоясеневская", расположенном по адресу: г. Москва, Новоясеневский тупик, вл. 4, установлено, что в нарушение условий согласования общество эксплуатацию данного маршрута не осуществляет, пассажиров не перевозит.
По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол от 19.02.2013 серии ВВВ N 014997 об административном правонарушении, а 19.03.2013 вынесено постановление ВВВ N 014997 по делу N 01912-04-2013 об административном правонарушении, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным и отмене указанного постановления.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного делопроизводства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
При этом суды исходили из доказанности факта совершения обществом вмененного правонарушения, посчитав порядок его привлечения к административной ответственности соблюденным.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами при их принятии норм права, единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, прав и законных интересов заявителя.
Заявитель указывает на то, что у учреждения отсутствуют полномочия по привлечению общества к административной ответственности на основании статьи 10.7 КоАП г. Москвы в части неосуществления последним перевозок по согласованному межрегиональному (межсубъектному) маршруту.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев указанное заявление, изучив материалы дела, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании следующего.
В судебной практике сложились два подхода по разрешению таких споров.
Первый подход (дела N N А40-57801/2013, А40-57805/2013, А53-733/13).
Согласно части 1 статьи 10.7 КоАП г. Москвы эксплуатация городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере четырех тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 названной статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Отношения, связанные с организацией в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов, регулируются постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов", которым утверждены Порядок и Типовой договор.
В соответствии с данным Порядком маршрут считается согласованным, если разработан и утвержден проект маршрута, маршрут внесен в реестр регулярных городских автобусных маршрутов, заключен договор на реализацию проекта маршрута.
Неэксплуатация согласованного маршрута, то есть по сути нарушение условий согласования образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.7 КоАП Москвы.
Второй подход (дела N N А40-57785/2013, А40-67845/2013, А40-57794/2013, А40-91738/2013, А68-4560/13, А68-4416/13, А68-4715/13, А68-4181/13, А68-3517/2013).
Рассматриваемые правоотношения регулируются как федеральным, так и региональным законодательством, а именно: Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 "Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы", Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (далее - приказ Минтранса России от 08.01.1997 N 2).
Из данных актов следует, что вопросы организации межсубъектного автобусного маршрута, в том числе его основные условия, решаются по согласованию уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, а не в одностороннем порядке уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и ответственность за нарушение этих условий не может вводиться законодательством субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, федеральное законодательство в области безопасности дорожного движения и организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом не предусматривает административной ответственности за неосуществление деятельности по перевозке на межрегиональном маршруте, внесенном в реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, сформированный Минтрансом России.
Соответственно перевозчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность по эксплуатации межрегионального (межсубъектного) регулярного автобусного маршрута, не может нести административную ответственность по статье 10.7 КоАП Москвы в части неосуществления такой деятельности.
Таким образом, административным органом не доказано наличие в действиях общества события вмененного ему правонарушения, что согласно статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При этом в ряде вышеперечисленных судебных актов по второму подходу, изложена также следующая позиция.
Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит обязательному лицензированию (пункт 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (пункты 5.2.5 и 5.9), утвержденным приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, предусмотрена обязанность владельцев автобусов соблюдать графики (расписание) движения, проводить контроль выполнения всех рейсов, указанных в расписании.
Таким образом, несоблюдение графика (расписания) движения на утвержденном и внесенным в реестр Минтранса России межрегиональном автобусном маршруте может рассматриваться как нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2012 N 48-Г12-1 указал, что вопросы организации пассажирских перевозок на территории муниципальных образований являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулируются федеральным законодательством; административная ответственность за нарушение предписаний в области организации транспортных перевозок и транспортного обслуживания предусмотрена КоАП РФ. Установление административной ответственности в этом случае нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порождает коллизии и несогласованность региональных и федеральных норм и тем самым снижает уровень правовых гарантий лиц, привлекаемых к административной ответственности.
При таких обстоятельствах коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с нарушением единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права (пункт 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-57804/2013 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2013 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013.
2. Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с приложением копий заявлений и прилагаемых к ним документов.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 7 апреля 2014 года.
Председательствующий судья |
И.В. Панова |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2014 г. N ВАС-19037/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-57804/2013
Истец: ООО "АвтоТранс Юг"
Ответчик: ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок"
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 19037/13
06.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19037/13
17.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19037/13
19.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19037/13
07.10.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27471/13
12.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-57804/13
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 19037/13
06.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19037/13
17.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19037/13
19.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19037/13
07.10.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27471/13
12.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-57804/13