Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 октября 2008 г. N КГ-А40/9189-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2008 г.
Федеральное государственное учреждение культуры (далее - ФГУК) "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Правительству Москвы, Комитету по культурному наследию г. Москвы о признании недействительными зарегистрированного права собственности города Москвы на здание, расположенное по адресу: г. Москва, Елоховский пр. д. 3 с. 1 и зарегистрированного права оперативного управления Комитета по культурному наследию города Москвы на вышеуказанное здание.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. N 624 здание, расположенное по адресу: г. Москва, Елоховский пр. д. 3 с. 1 (историческое название Жилой дом кон. 19в.) было включено в перечень памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, объект внесен в реестр федерального имущества и закреплен на праве оперативного управления за истцом. Регистрация права собственности города Москвы на спорное здание на основании постановления Правительства Москвы от 27 марта 2001 г. N 299-ПП "О регистрации в государственной собственности города Москвы недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в оперативном управлении Главного управления охраны памятников г. Москвы", признанного недействительным в части объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2007 г. по делу N А40-26861/02-73-162, была произведена незаконно.
Определениями Арбитражного суда г. Москвы от 27 декабря 2007 г. и от 31 января 2008 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - УФРС по Москве) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31 марта 2008 г. по делу N А40-68143/07-50-581, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2008 г. за N 09АП-5813/2008-ГК, в удовлетворении исковых требований ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" отказано.
Суды исходили из того, что иск предъявлен ненадлежащим истцом при избрании ненадлежащего способа защиты права. Истец не доказал наличие какого-либо права на спорное здание, нарушение своих прав и право на обращение с настоящим иском.
В кассационной жалобе ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает на то, что право собственности Российской Федерации на спорное здание возникло в силу прямого указания закона - подп. 3 п. 1 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и в собственность субъекта Российской Федерации - города Москвы спорное здание не передавалось, а было закреплено на праве оперативного управления за истцом на основании решения собственника. Отклонение судами ссылки на реестр объектов федеральной собственности как на правоподтверждающий документ заявитель считает необоснованным. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что право оперативного управления на здание у ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" не возникло и полагает, что был вправе предъявить настоящий иск. Вывод судов о том, что ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" является ненадлежащим истцом по настоящему иску, считает противоречащим ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители Правительства Москвы и Комитета по культурному наследию г. Москвы возражали против доводов кассационной жалобы и просили отказать в её удовлетворении.
УФРС по Москве и Росимущество, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 19 июня 2001 г. за городом Москвой зарегистрировано право собственности на спорное здание, расположенное по адресу: г. Москва, Елоховский пр. д. 3 с. 1 общей площадью 468,5 кв.м., запись регистрации N 77-01/30-188/2001-3211 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 77 НН N 104263, а 27 июня 2001 г. зарегистрировано право оперативного управления на указанный объект за ГУ "Главное управление охраны памятников г. Москвы", о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 77 НН N 293169.
Полагая, что регистрация права собственности и права оперативного управления произведены неправомерно, ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. N 624 здание включено в перечень памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, внесено в реестр федерального имущества с выдачей свидетельства за N 0771351 от 21 марта 2001 г. и закреплено за истцом на праве оперативного управления на основании совместного распоряжения Министерства культуры Российской Федерации и Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 22 декабря 2000 г. N 429/1367-р.
Отклоняя доводы истца о закреплении за ним спорного здания на праве оперативного управления вышеуказанным распоряжением, суды правомерно указали на то, что право оперативного управления ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" не возникло, поскольку в материалы дела не представлено доказательств регистрации права в установленном законом порядке и передачи имущества в соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 131, п. 1 ст. 299, ст. 224 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку истец не доказал наличие какого-либо вещного права на спорное здание, суды пришли к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы истца в данном случае не нарушены, в то время как согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых права и законных интересов вправе обратиться заинтересованное лицо.
Кроме того, обращаясь в арбитражный суд с иском, истец ссылался на то, что постановление Правительства Москвы N 299-ПП от 27 марта 2001 г., на основании которого была произведена регистрация права собственности города Москвы, признано недействительным постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2007 г. по делу N А40-26861/02-73-162.
Однако, как установлено судами, регистрация права собственности города Москвы осуществлена не только на основании постановления Правительства Москвы N 299-ПП от 27 марта 2001 г., но и ряда других актов: постановления Московской городской думы N 1 от 15 февраля 1995 г., Федерального закона N 119-ФЗ от 24 июня 1999 г., Закона города Москвы N 26 от 14 июля 2000 г., распоряжения Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы N 1503-р от 3 апреля 2001 г., акта приема-передачи от 25 ноября 1988 г.
Кроме того, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2007 г. по делу N А40-26861/02-73-162 было отменено вместе с решением постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 июля 2008 г. N КГ-А40/11124-07 с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец, полагая государственную регистрацию права собственности города Москвы и права оперативного управления за ГУ "Главное управление охраны памятников г. Москвы" произведенными неправомерно, ссылался на то, что спорное здание является федеральной собственностью.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только судебном порядке.
Несогласие лица с актом государственной регистрации или регистрацией следует расценивать как наличие у такого лица самостоятельного требования относительно объекта регистрации.
Действующее законодательство предусматривает возможность обращения в суд с вещным иском, направленным на защиту права федеральной собственности, если оно нарушено в связи с государственной регистрацией права собственности г. Москвы на спорный объект истории и культуры.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, правом на обращение с требованием в защиту права собственности Российской Федерации на спорный объект культурного наследия федерального значения обладает Российская Федерация в лице Росимущества как титульный собственник. Истец по настоящему иску, как установили суды обеих инстанций, не доказал, что он является обладателем какого-либо вещного права на спорное здание, зарегистрированного в установленном законом порядке.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что истец и выбранный им способ защиты права в данном случае являются ненадлежащими.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 марта 2008 г. по делу N А40-68143/07-50-581 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2008 г. за N 09АП-5813/2008-ГК оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку истец не доказал наличие какого-либо вещного права на спорное здание, суды пришли к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы истца в данном случае не нарушены, в то время как согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых права и законных интересов вправе обратиться заинтересованное лицо.
Кроме того, обращаясь в арбитражный суд с иском, истец ссылался на то, что постановление Правительства Москвы N 299-ПП от 27 марта 2001 г., на основании которого была произведена регистрация права собственности города Москвы, признано недействительным постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2007 г. по делу N А40-26861/02-73-162.
Однако, как установлено судами, регистрация права собственности города Москвы осуществлена не только на основании постановления Правительства Москвы N 299-ПП от 27 марта 2001 г., но и ряда других актов: постановления Московской городской думы N 1 от 15 февраля 1995 г., Федерального закона N 119-ФЗ от 24 июня 1999 г., Закона города Москвы N 26 от 14 июля 2000 г., распоряжения Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы N 1503-р от 3 апреля 2001 г., акта приема-передачи от 25 ноября 1988 г.
Кроме того, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2007 г. по делу N А40-26861/02-73-162 было отменено вместе с решением постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 июля 2008 г. N КГ-А40/11124-07 с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
...
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только судебном порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 октября 2008 г. N КГ-А40/9189-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10051/03
22.03.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66152/16
06.10.2016 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10051/03
05.07.2016 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20389/16
18.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11518/08
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11518/08
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11518/2008
04.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10051/03
31.05.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9842/11
04.03.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-26861/02
17.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/5189-09
26.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/715-09
27.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/12989-08
16.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/11524-08
04.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/10165-08
06.11.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/10267-08
08.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/9220-08
08.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/9216-08
07.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/9189-08
29.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/8935-08
01.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/7784-08
15.07.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/11124-07
05.03.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/14512-07-П