Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2014 г. N ВАС-4558/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирейковой Г.Г., судей Самуйлова С.В. и Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление администрации городского округа - город Камышин от 16.03.2014 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2013 по делу N А12-31821/2012 по заявлению муниципального унитарного предприятия города Камышина "Тепловые сети" (г. Камышин Волгоградской области; далее - предприятие) о признании постановления администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (г. Камышин Волгоградской области; далее - администрация) от 14.10.2005 N 1882-п "Об установлении норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине" (далее - постановление N 1882-п) недействующим (с учетом уточнения заявленных требований).
В качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (г. Волгоград).
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Волгоградской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
принятым по результатам повторного рассмотрения дела решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2013, требования предприятия удовлетворены; постановление N 1882-п признано недействующим.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора администрация просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, постановлением N 1882-п администрация установила для потребителей, не имеющих приборов учета, норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 квадратного метра отапливаемой площади в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения по г. Камышину в размере 0,014 Гкал в месяц. Постановление N 1882-п опубликовано в Камышинской ежедневной общественно-политической газете "Диалог" N 201 (16516) 15.10.2005.
Предприятие, являющееся энергоснабжающей организацией, подавало тепловую энергию населению г. Камышину, в том числе в жилой фонд, не оборудованный общедомовыми приборами учета, где начисление платы за отопление производилось по нормативу потребления коммунальных услуг, установленному постановлением N 1882-п.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 29.05.2006 N 22 и "Российской газете" от 31.05.2006 N 114), которыми определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (далее - Правила N 306).
Предприятие неоднократно направляло администрации письма об изменении норматива с приложением документов, содержащих соответствующие расчеты и обоснования (письма от 20.08.2007 N 796, от 26.06.2007 N 1022, от 26.06.2007 N 1022, от 23.07.2007 N 42а, от 28.01.2009 N 47а).
Между тем администрацией по требованию предприятия об изменении норматива или самостоятельно не внесены изменения в постановление N 1882-п в части пересмотра установленного норматива и приведения оспариваемого нормативного акта в соответствии с принятыми Правилами N 306.
В связи с этим предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием о признании постановления N 1882-п недействующим как не соответствующего части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил N 306, пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" (далее - постановление N 441), постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив процедуру принятия оспариваемого нормативного акта, полномочия принявшего его органа, соответствие расчета и примененных в нем формул нормам действующего законодательства, пришел к выводу, что установленный постановлением N 1882-п и действующий по настоящее время единый для всех многоквартирных домов и жилых домов г. Камышина норматив теплопотребления (0,014 Гкал/кв. метр) принят без учета конструктивных и технических параметров и степени благоустройства отапливаемых жилых домов и противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, положениям Правил N 306 и постановлению N 441. Указанные выводы суда повлекли признание нормативного акта недействующим.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Ссылка заявителя на то, что предприятие не обращалось за пересмотром установленных нормативов и не представило надлежащего расчета в подтверждение довода об отсутствии оснований для внесения изменений в оспариваемый нормативный акт, отклоняется как противоречащая установленным судами обстоятельствам.
Переоценка надзорной инстанцией доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора положениями главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается.
Суды правомерно отметили, что администрация, действуя разумно и добросовестно, имела возможность самостоятельно или на основании обращения заинтересованных организаций привести установленный норматив в соответствие с нормами действующего законодательства, предусматривающими все необходимые критерии для расчета норматива.
Доводы заявителя о недоказанности наличия у предприятия убытков в связи с применением установленного оспариваемым постановлением норматива отклоняются. Указанное обстоятельство находится за рамками настоящего дела и является предметом рассмотрения выделенного в отдельное производство дела N А12-31892/2012.
Ссылка заявителя на определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отклоняется, поскольку определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не устанавливается практика применения норм права.
Доводы, изложенные в заявлении, выводов судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что к компетенции суда надзорной инстанции не отнесено. Ссылка администрации на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по другому делу неосновательна, поскольку обстоятельства настоящего дела иные.
С учетом изложенного суд надзорной инстанции считает, что предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А12-31821/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2014 г. N ВАС-4558/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4558/14
04.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4558/14
17.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-824/13
05.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-342/13
23.09.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-31821/12
27.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4485/13
16.04.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-31821/12