Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2014 г. N ВАС-601/14
"О прекращении производства по делу"
Резолютивная часть определения объявлена 23.04.2014
В полном объеме определение изготовлено 29.04.2014
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Пауля Г.Д., судей Гросула Ю.В. и Попова В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Петропавловской Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества учхоз "Боровиковское" (далее - ЗАО учхоз "Боровиковское"), д.Боровиково, Красносельский район, Костромская область, о признании недействительными Постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.1999 N 368 "О государственном природном заказнике "Сумароковский" Федеральной службы лесного хозяйства России" и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.06.2010 N 200 "Об утверждении положения о государственном природном заказнике федерального значения "Сумароковский",
третьи лица: администрация Костромской области, администрация Красносельского района Костромской области, администрация Костромского района Костромской области, Федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Кологривский лес" имени М.Г. Синицына" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - ЗАО учхоз "Боровиковское" - Усова Н.А., по доверенности, паспорту,
от Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Максименков О.И., по доверенности, паспорту,
от администрации Костромской области - не явились, извещены, поступило ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя,
от администрации Красносельского района Костромской области - не явились, извещены,
от администрации Костромского района Костромской области - не явились, извещены,
от Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Кологривский лес" имени М.Г. Синицына" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Чернявин П.В., по приказу, служебному удостоверению.
СУД УСТАНОВИЛ:
ЗАО учхоз "Боровиковское" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительными Постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.1999 N 368 "О государственном природном заказнике "Сумароковский" Федеральной службы лесного хозяйства России" и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.06.2010 N 200 "Об утверждении положения о государственном природном заказнике федерального значения "Сумароковский".
В судебном заседании заявитель уточнил заявленное требование, указав, что оспариваемые правовые акты являются нормативными.
Правительством Российской Федерации представлен отзыв на заявление, в котором указано, что поскольку оспариваемое Постановление Правительства является ненормативным правовым актом, заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта.
Минприроды России представлен отзыв на заявление, в котором указывается, что приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.06.2010 N 200 "Об утверждении положения о государственном природном заказнике федерального значения "Сумароковский" является нормативным правовым актом и его оспаривание должно происходить по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Костромской муниципальный район Костромской области в своем отзыве не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Суд, рассмотрев заявление, изучив отзывы на заявление, заслушав представителей сторон, приходит к выводу о прекращении производства по делу.
Определение нормативного правового акта и правовой нормы содержится в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации, которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 и пункт 2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88, прежние редакции - от 17.04.1998 N 42 и от 14.07.1999 N 217).
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
К особо охраняемым природным территориям в соответствии с пунктом 2 статьи 2 данного Федерального закона относятся, в том числе государственные природные заказники (подпункт г).
Создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.1999 N 368 по предложению администрации Костромской области и Федеральной службы лесного хозяйства России создан государственный природный заказник федерального значения "Сумароковский" на базе Сумароковского лосиного заказника. Названное Постановление опубликовано 12.04.1999 в Собрании законодательства Российской Федерации (N 15, ст. 1830).
Оспариваемое Постановление Правительства отвечает критериям нормативного акта, поскольку является общеобязательным государственным предписанием, рассчитанным на многократное применение и затрагивают права неопределенного круга лиц.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5366/12 указано, что в силу закона природные парки образуются нормативными актами. Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки, как и государственные природные заказники являются особо охраняемыми природными территориями, порядок их создания, как и создания государственных природных заказников, регулируется названным Законом (статья 19 и статья 23 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно подпункту 5.2.35 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, полномочия по утверждению положения о государственных природных заказниках закреплены за Минприроды России.
В пределах установленной компетенции Минприроды России был издан оспариваемый приказ от 10.06.2010 N 200 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Сумароковский", который является нормативным правовым актом, поскольку это общеобязательное государственное предписание постоянного характера, рассчитанное на многократное применение затрагивающее права и интересы неопределенного круга лиц.
Приказ Минприроды России от 10.06.2010 N 200 зарегистрирован в Минюсте России (регистрационный N 17790 от 13.07.2010) и опубликован 02.08.2010 в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 31.
Учитывая изложенное, оспаривание Постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.1999 N 368 и приказа Минприроды России от 10.06.20 N 200 должно происходить по правилам, предусмотренным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов".
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 и частью 4 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Между тем федеральным законодательством не установлена возможность оспаривания в арбитражном суде нормативных правовых актов о создании государственного природного заказника федерального значения и утверждающего положение о таком заказнике.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу, если установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании нормативного правового акта отнесено к его компетенции (пункт 2.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").
Таким образом, рассмотрение заявления ЗАО учхоз "Боровиковское" Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации неподведомственно, производство по делу подлежит прекращению.
К заявлению ЗАО учхоз "Боровиковское" приложено платежное поручение от 24.12.2013 об уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу арбитражным судом.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 176, 184, 185, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по делу N ВАС-601/14 по заявлению закрытого акционерного общества учхоз "Боровиковское" о признании недействительными постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.1999 N 368 "О государственном природном заказнике "Сумароковский" Федеральной службы лесного хозяйства России" и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.06.2010 N 200 "Об утверждении положения о государственном природном заказнике федерального значения "Сумароковский" прекратить.
Возвратить ЗАО учхоз "Боровиковское" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 04.02.2013 N 153.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Определение может быть оспорено в порядке надзора.
Председательствующий судья |
Г.Д. Пауль |
Судьи |
Ю.В. Гросул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2014 г. N ВАС-601/14
"О прекращении производства по делу"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-601/14