Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Александрова В.Н., Березия А.Е., рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" от 14.05.2014 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2014 по делу N А12-4365/2012,
УСТАНОВИЛА:
прокуратура Волгоградской области (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим пункта 1.2 постановления Администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела", Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833, пункта 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 в части слов "определяемыми администрацией Волгограда в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации", а также пункта 4.6 данного Положения в части слов "и провести новый конкурс" как не соответствующих части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда, закрытое акционерное общество общества "Ритуальное предприятие "Память" (далее - общество), общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память", общество с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 производство по апелляционной жалобе прокурора прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.01.2013 определение суда апелляционной инстанции от 16.10.2012 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 24.05.2013 Арбитражный суд Волгоградской области производство по делу прекратил.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.08.2013 определение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.05.2013 отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 27.02.2014 решение арбитражного суда первой инстанции отменил, заявленные требования удовлетворил.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Суды установили, что пунктом 1.1 постановления Администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде" утверждено Положение о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, пунктом 1.2 данного постановления утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде.
В силу положения пункта 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде специализированными службами являются хозяйствующие субъекты, определяемые Администрацией Волгограда в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, оказывающие услуги населению Волгограда по погребению умерших (погибших).
Пунктом 4.6 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде предусмотрено, что в случае, если в течение трех месяцев специализированной службой не устраняются выявленные администрацией Волгограда нарушения действующего законодательства Российской Федерации и требования, установленные данным Положением, Администрация Волгограда вправе лишить хозяйствующий субъект статуса специализированной службы и провести новый конкурс.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны оказывать все без исключения ритуальные услуги, а не только услуги входящие в гарантированный перечень. По мнению суда первой инстанции, с учетом того, что соответствующий статус в городе Волгограде данные службы получают на конкурсной основе, каждый из хозяйствующих субъектов имеет равную возможность претендовать на возникновение право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Помимо этого суд первой инстанции исходил из того, что постановление Администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 не возлагает на организации, индивидуальных предпринимателей и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности каких-либо обязанностей, не создает иных препятствий для ведения ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд кассационной инстанции исходил из того, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям и положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Суд кассационной инстанции указал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, права неопределенного круга хозяйствующих субъектов, а также лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суд кассационной инстанции исходил из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления прокуратуры суд кассационной инстанции руководствовался действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление общества, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А12-4365/2012 Арбитражного суда Волгоградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2014 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2014 г. N ВАС-6680/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6680/14
15.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6680/14
27.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3368/13
09.12.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4365/12
23.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6982/13
24.05.2013 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4365/12
17.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10744/12
09.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10831/12
30.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6192/12
27.06.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5692/12
14.05.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4365/12