Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 2014 г. N ВАС-5981/14
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2014 г.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Чистякова А.И., судей Березия А.Е., Кирюшиной В.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Уральский транспортно-технологический комплекс" (г. Екатеринбург) о признании недействующими форм отчетности ДО-1 и ДО-2, утвержденных приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах", в части, касающейся указания на уровне 4 знаков кода помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД (гр. 4 формы отчетности ДО-1 и гр. 6 формы отчетности ДО-2).
Протокол вел помощник судьи Русаков И.В.
В заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Уральский транспортно-технологический комплекс": - Пьянков И.С.;
Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России): - Тащев А.Е., Шайдуко Н.В.;
Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России):
- Чапча П.В.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Уральский транспортно-технологический комплекс" (далее - общество) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими форм отчетности ДО-1 и ДО-2, утвержденные Приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах", в части, касающейся указания на уровне 4 знаков кода помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД (гр. 4 формы отчетности ДО-1 и гр. 6 формы отчетности ДО-2) - как не соответствующего статье 26, пунктам 1, 2 и 3 статьи 52, пункту 2 статьи 179 Таможенному кодексу Таможенного союза и статье 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Из материалов дела следует, что ФТС России издан приказ от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (далее - Приказ). Данный Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.06.2013, регистрационный N 28894.
Оспариваемым Приказом, в целях реализации положений пункта 2 статьи 121, пункта 4 статьи 168 Таможенного кодекса Таможенного союза, частей 5, 13 и 15 статьи 177, частей 4 и 7 статьи 198 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", утвержден Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах (далее - Порядок).
В Пункте 30 вышеуказанного Порядка установлена обязанность владельца склада временного хранения вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует склад временного хранения (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по формам, приведенным в Приложениях N 5, 6 и 7 к Порядку.
Оспаривая положения Приказа, в части, касающейся указания на уровне 4 знаков кода помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД (гр. 4 формы отчетности ДО-1 и гр. 6 формы отчетности ДО-2), представитель общества ссылается на то, что на владельца склада временного хранения возлагается, непредусмотренная Таможенным кодексом Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании, обязанность по определению кода помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД.
В судебном заседании представитель заявителя указал, что оспариваемые положения Приказа не соответствуют статье 26, пунктам 1, 2 и 3 статьи 52, пункту 2 статьи 179 Таможенному кодексу Таможенного союза и статье 106 Закона о таможенном регулировании, и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Считает, что определение классификационного кода не требуется при помещении товара на склад временного хранения.
Представители ФТС России возражали против заявленных требований, ссылаясь на отсутствие оснований для признания недействующим оспариваемого Приказа. Данный Приказ принят в рамках полномочий ФТС России и не противоречит законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу. Оспариваемый Приказ не создает дополнительные обязанности и не ущемляет права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представители ФТС России пояснили, что оспариваемый Приказ не возлагает на владельца склада временного хранения обязанности определять код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС для указания этих сведений в отчетности по формам ДО-1 и ДО-2. При отсутствии у владельца склада временного хранения сведений о коде товара, соответствующую графу в форме отчетности не заполняют.
Представитель Минюста России в судебном заседании пояснил, что Приказ издан компетентным органом, в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий, прошел правовую и антикоррупционную экспертизы в Минюсте России и зарегистрирован 25.06.2013, и возражал против удовлетворения заявленных обществом требований.
Обсудив доводы и правовые позиции лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 8 Закона о таможенном регулировании признание нормативного правового акта Российской Федерации в области таможенного дела не соответствующим указанному закону осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
На основании части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно части 8 статьи 4 Закона о таможенном регулировании федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования вышеуказанного Федерального закона только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 121 Таможенного кодекса Таможенного союза и части 5 статьи 177 Закона о таможенном регулировании формы отчетности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела.
Пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе (далее - Положение о ФТС России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809, установлено, что ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела.
ФТС России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, таможенного законодательства Таможенного союза наделена полномочиями по принятию нормативных правовых актов, определяющих в том числе порядок представления таможенным органам отчетности владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов, владельцами магазинов беспошлинной торговли и таможенными перевозчиками (подпункт 5.2.62 Положения о ФТС России).
Таким образом, ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по определению порядка представления таможенным органам отчетности владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов, владельцами магазинов беспошлинной торговли и таможенными перевозчиками.
В силу вышеприведенных положений, ФТС России приказом от 29.12.2012 N 2688 утвердила Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах.
Следовательно, указанный Приказ утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрирован в установленном порядке и является нормативно-правовым актом.
Согласно примечанию 1 Приложения N 5 к Порядку владельцы складов временного хранения и лица, осуществляющие временное хранение в иных местах, формируют отчетность по форме ДО-1 на основании сведений, полученных ими при приеме товаров на хранение (пересчете грузовых мест, взвешивании и других действиях), и (или) копии документов, полученных в соответствии с пунктом 13 Порядка.
При этом оспариваемые положения Приказа, в части, касающейся указания на уровне 4 знаков кода помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД (гр. 4 формы отчетности ДО-1 и гр. 6 формы отчетности ДО-2) содержат положения, не противоречащие действующему законодательству в области таможенного дела, не устанавливают обязанности у владельца склада временного хранения по определению кода помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД, в случае его отсутствия в документах, полученных при приеме товаров на хранение.
Кроме того пунктом 15 Порядка предусмотрена возможность извещения таможенного поста (либо оперативно-дежурную службу данного таможенного поста либо таможни) либо уполномоченного лица, владельцем склада временного хранения (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения), путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются обстоятельства, связанные с установлением фактов повреждения или порчи товаров, а также несоответствия их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах.
Таким образом, оспариваемые положения Приказа не нарушают права и законные интересы заявителя и не устанавливают обязанности владельца склада временного хранения по определению кода помещаемого на временное хранение товара, а, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований общества.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
РЕШИЛА:
признать формы отчетности ДО-1 и ДО-2, утвержденные приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах", в части, касающейся указания на уровне 4 знаков кода помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД (гр. 4 формы отчетности ДО-1 и гр. 6 формы отчетности ДО-2) соответствующими Таможенному кодексу Таможенного союза и Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации.
Закрытому акционерному обществу "Уральский транспортно-технологический комплекс" в удовлетворении заявленного требования отказать.
На решение может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Председательствующий |
А.И. Чистяков |
Судьи |
А.Е. Березий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Владельцы складов временного хранения (СВХ) и лица, осуществляющие временное хранение товаров в иных местах, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять отчетность об их хранении по формам ДО-1, ДО-2, ДО-3, утвержденным ФТС России.
Форма ДО-1 - это отчет о принятии товаров на хранение. ДО-2 - отчет о выдачах товаров с СВХ. В них нужно указывать в т. ч. код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ТС.
По мнению заявителя, тем самым на владельца СВХ возлагается обязанность определять код помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД. Поэтому в указанной части формы ДО-1 и ДО-2 не соответствуют Таможенному кодексу ТС и Закону о таможенном регулировании.
Но ВАС РФ решил, что оспариваемые положения не нарушают права и законные интересы заявителя и не обязывают владельца СВХ определять код товара, помещаемого на временное хранение.
Отчетность по форме ДО-1 формируется на основании сведений, полученных при приеме товаров на хранение (пересчете грузовых мест, взвешивании и других действиях), и (или) копий документов, переданных таможенным постом.
При этом оспариваемые положения не предусматривают, что владелец СВХ обязан определить код помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД в случае его отсутствия в документах, полученных при приеме товаров на хранение.
Кроме того, если владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте) установит факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто либо объема указанным в транспортных или коммерческих документах, он извещает об этом таможенный пост (оперативно-дежурную службу данного таможенного поста либо таможни) либо уполномоченное лицо путем представления соответствующих документов, которыми фиксируются данные обстоятельства.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 2014 г. N ВАС-5981/14
Текст решения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2014 Решение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5981/14