Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 июня 2002 г. N КА-А40/3781-02
(извлечение)
Предприниматель без образования юридического лица Н. обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, с учетом изменений исковых требований, о признании недействительным его приказа от 31.10.2000 N БГ-3-12/375 "О постановке на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость", зарегистрированного в Минюсте России 28.11.2000 N 2468.
Решением от 29.01.2002 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования истца, поскольку оспариваемый приказ возлагает на налогоплательщика обязанность повторной постановки на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.
Постановлением от 08.04.2002 апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано ???? оспариваемым приказом не установлена такая обязанность налогоплательщика.
Законность и обоснованность постановления проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Предпринимателя, который ссылается на нарушение ответчиком при издании приказа ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 приказа МНС России от 31.10.2000 N БГ-3-12/375 Министр Российской Федерации по налогам и сборам приказал налоговым органам осуществлять постановку на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию после 1 января 2001 года, в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость в порядке, установленном статьями 83 и 84 части первой Налогового кодекса Российской Федерации по формам заявлений, утвержденным приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц".
Из текста приказа от 31.10.2000 видно, что постановку на учет налоговые органы должны осуществлять в порядке, установленном ст.ст. 83, 84 НК РФ, в связи с чем нельзя признать обоснованным утверждение истца о нарушении ответчиком при издании приказа названных норм права.
Текст приказа от 31.10.2000 соответствует п. 1 ст. 144 НК РФ, согласно которому налогоплательщики НДС подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 настоящего Кодекса.
Утверждение истца о том, что приказ обязывает налогоплательщика повторно подавать заявление о постановке на налоговый учет отдельно в качестве плательщика НДС, опровергается указанием на то, что приказ распространяется лишь на налогоплательщиков, прошедших государственную регистрацию после 1 января 2001 года, а не на ранее зарегистрированные организации и предпринимателей.
При этом заявление о постановке на налоговый учет налогоплательщиком должно подаваться по форме, утвержденной приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц", то есть в общеустановленном порядке, а не в особом порядке, предусмотренном исключительно для постановки на учет плательщиков НДС.
Пунктом 3 оспариваемого приказа именно на налоговые органы возложена обязанность по выдаче свидетельств о постановке на учет в налоговом органе российской организации и индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика НДС. При этом никаких дополнительных обязанностей в виде подачи отдельного заявления о постановке на налоговый учет в качестве плательщика НДС на организации и предпринимателей не возложено.
Истец ссылается на то, что пунктом 3 приказа на налогоплательщиков возложена обязанность представления налоговых деклараций по НДС, однако указанная обязанность полностью соответствует требованиям ст. 80 НК РФ о представлении налоговой декларации каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
То обстоятельство, что приказ связывает обязанность налогового органа по выдаче свидетельства с моментом представления налогоплательщиком НДС соответствующей налоговой декларации, не означает возложения на налогоплательщика дополнительных, не предусмотренных ст. 80 Кодекса, обязанностей по предоставлению налоговой декларации.
Представленные истцом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе от 13.08.99 и от 19.03.2001 также не подтверждают довода истца о том, что они выданы на основании заявления о постановке на учет в общеустановленном порядке и в порядке постановки на учет в качестве плательщика НДС.
При таких обстоятельствах оснований к отмене постановления апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 АПК РФ, постановил:
постановление от 08.04.2002 апелляционной инстанции по делу N А40-38633/01-111-394 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Н. А. М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2002 г. N КА-А40/3781-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании