Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Е. Борисова, судей Г.Г. Попова, В.В. Попова рассмотрела в судебном заседании заявление Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район Забайкальского края" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Забайкальского края от 25.12.2012 по делу N А78-994/2012, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.04.2014 по тому же делу
по заявлению Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края к Правительству Забайкальского края о признании недействующим и подлежащим отмене незаконного постановления Правительства Забайкальского края от 29.12.2011 N 518.
Третьи лица: Городское поселение "Город Краснокаменск", Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края,
СУД УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением об оспаривании постановления Правительства Забайкальского края (далее - Правительство) от 29.12.2011 N 518 "О разграничении муниципального имущества между муниципальным районом "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" и городским поселением "Город Краснокаменск" (далее - постановление Правительства N 518), в соответствии с которым из муниципальной собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" в муниципальную собственность городского поселения "Город Краснокаменск" передано 7 объектов недвижимости.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2012 года производство по апелляционной жалобе администрации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее - АПК РФ).
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2013 года определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2012 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.04.2014 года судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора обжалуемых судебных актов администрация просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено арбитражными судами, постановлением Правительства N 518 было предусмотрено передать из муниципальной собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" в муниципальную собственность городского поселения "Город Краснокаменск" 7 объектов недвижимости.
Судами с учетом содержания оспариваемого акта была дана правовая оценка как ненормативному правовому акту, вследствие чего дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из принятия оспариваемого постановления Правительства уполномоченным органом, его соответствия действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов администрации.
Администрация в поданном заявлении пересмотре судебных актов в порядке надзора по существу оспаривает выводы судов о признании постановления Правительства N 518 ненормативным актом и рассмотрение в связи с этим дела в соответствии с главой 24 АПК РФ.
Соответствующие разъяснения о критериях определения акта даны Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58, в котором указано, что при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания (пункт 1 постановления).
Поскольку по правилам главы 23 АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы, суды не установив таких критериев для отнесения оспариваемого акта к нормативному акту, пришли к выводу о том, что он является ненормативным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, выводы судов по определению правовой природы оспариваемого акта соответствуют указанным положениям Пленумов, иных выводов у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А78-994/2012 Арбитражного суда Забайкальского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Забайкальского края от 25.12.2012 по делу N А78-994/2012, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.04.2014 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Борисова |
Судьи |
Г.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 2014 г. N ВАС-3189/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3189/13
01.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3189/13
01.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-800/14
03.12.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2966/12
15.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3356/13
07.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3189/13
02.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3189/13
11.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3189/13
28.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5938/12
13.11.2012 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4393/12
30.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4393/12
10.08.2012 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2966/12
25.05.2012 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-994/12