Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N ВАС-9292/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Козловой О.А., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Военного комиссариата Брянской области от 20.05.2014 N 5/144 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2013 по делу N А09-8076/2013, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.05.2014 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Ритком", г. Брянск (далее - общество) к Военному комиссариату Брянской области, г. Брянск (далее - комиссариат) о взыскании 256 701 рубля в счет оплаты работ, выполненных по договорам о погребении и изготовлении надгробных памятников.
Третьими лицами к участию в деле привлечены: Ширко З.И., Кривов В.К., Мельников Н.И., Меркушов Н.М., Приходкина М.Н., Исайкина В.В., Грачева Г.И., Хоменко Н.Н., Кухтенков В.А., Фомина Г.М., Котлярова Н.Н., Митрачкова С.Г., Снытко Г.Н., Шестакова Т.М.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.05.2014, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора комиссариат просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнение заявителя, данный спор не подведомственен арбитражным судам.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что обществом в рамках гражданско-правовых обязательств, возникших из договоров на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего, или приравненного к ним лица и выполнение работ по увековечению его памяти, заключенных с третьими лицами, были выполнены работы и оказаны услуги по захоронению граждан, а также по изготовлению и установке надгробных памятников умерших граждан, имевших при жизни статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Общая стоимость выполненных обществом работ по захоронению умерших граждан, изготовлению и установке надгробных памятников составила 271 551 рубль.
Поскольку выполненные работы были оплачены комиссариатом лишь частично (в размере 14 580 рублей), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из установленного факта оказания обществом ритуальных услуг и обязанности комиссариата по их оплате в указанной сумме.
Приведенные заявителем доводы, в том числе относительно неподведомственности настоящего спора арбитражным судам и о том, что категория - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ " (далее - Закон о ветеранах) отсутствует, а статьи 14 и 15 Закона о ветеранах не предусматривают для участников и инвалидов ВОВ такой льготы, как оплата расходов на ритуальные услуги, в связи с чем бюджетом не предусмотрено выделение денежных средств Минобороны на погребение, изготовление и установку надгробных памятников бывшим несовершеннолетним узникам, были предметом рассмотрения и оценки нижестоящих судебных инстанций.
Так судами правомерно отмечено, что согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данная норма Закона не содержит каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.
Возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное статьей 24 Закона о ветеранах, пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Принимая во внимание, что расходы, взыскиваемые обществом по настоящему делу, понесены им в ходе осуществления предпринимательской деятельности, настоящий спор надлежало рассматривать арбитражному суду.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А09-8076/2013 Арбитражного суда Брянской области для пересмотра в порядке надзора решения от 14.11.2013, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.05.2014 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.Ю. Шилохвост |
Судьи |
О.А. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N ВАС-9292/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9292/14
04.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9292/14
12.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1087/14
28.01.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8574/13
14.11.2013 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8076/13