Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 ноября 2008 г. N КГ-А40/10384-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2008 г.
Открытое акционерное общество "Городская информационно-справочная служба" (далее - ОАО "ГИСС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по г. Москве (далее Управление) от 27.12.2007 г. N14/014/2007-530 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 26.09.2006 г. N М-08-031519 и обязании зарегистрировать договор аренды.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены Департамент земельных ресурсов г. Москвы и ООО "Г.К.Ц."
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.05.2008 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 г., заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что земельным законодательством порядок выбора земельных участков для строительства соблюден заявителем.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление как принятые с неправильным применением норм материального права. Заявитель ссылается на то, что при обращении за регистрацией договора не были представлены документы, свидетельствующие о соблюдении земельного законодательства при решении вопроса о предоставлении земельного участка, полагает, что судом не исследовался вопрос о правомерности представления земельного участка, указал на заключение договора аренды без проведения торгов.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ГИСС" просит оставить принятые по делу судебных акты без изменения, полагает их законными и обоснованными.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления и ОАО "ГИСС" поддержали доводы, изложенные, соответственно, в кассационной жалобе и отзыве на нее. Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
Обсудив доводы кассационной жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.
Как видно из материалов дела, 26.09.2006 г. между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы и ОАО "ГИСС" заключен договор N М-08-031519 долгосрочной аренды земельного участка площадью 400 кв.м. по адресу: г. Москва, Строгинский бульвар, вл. 25, предоставляемого для строительства и дальнейшей эксплуатации справочно-информационного узла сроком на 49 лет.
Письмом от 27.12.2007 г. N 14/014/2007-530 Управление отказало ОАО "ГИСС" в государственной регистрации договора аренды на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Отказ в государственной регистрации договора мотивирован тем, что в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации договора аренды, ОАО "ГИСС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объекта либо с предварительным согласованием.
В силу пунктов 2 и 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), а предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Признавая незаконным отказ в регистрации договора аренды на земельный участок, суд пришел к выводу о соблюдении ОАО "ГИСС" установленного земельным законодательством порядка выбора земельного участка.
Суд кассационной инстанции находит указанный вывод соответствующим установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Так, материалами дела установлено, что ОАО "ГИСС" предварительно согласовано место размещения объектов строительства, что подтверждается:
- постановлением Правительства Москвы от 02.11.1999 г. N 1008 "О реализации прав ОАО "Городская информационно-справочная служба" на земельные участки для строительства справочно-информационных узлов",
- предпроектной документацией для оформления Акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства от 02.12.2005 г. N08-08-0407-05/302-05,
- распоряжением Префекта Северо-Западного административного округа г. Москвы от 08.06.2006 г. N 2026 РП "О предоставлении открытому акционерному обществу "Городская информационно-справочная служба" земельного участка по адресу: Строгинский бульвар, вл. 23",
- выпиской из протокола N 31 от 20.11.2002 г. решения заседания имущественно - земельной комиссии Северо-Западного административного округа г. Москвы о подготовке материалов исходно-разрешительной документации,
- выпиской из протокола N 24 от 17.11.2004 г. решения заседания имущественно - земельной комиссии Северо-Западного административного округа г. Москвы о продлении решения заседания имущественно-земельной комиссии Северо-Западного административного округа г. Москвы N 31 от 20.11.2002 г.
- выпиской из Протокола N 23 от 28.12.2005 г. имущественно-земельной комиссии Северо-Западного административного округа г. Москвы об оформлении договора аренды земельного участка по адресу: Строгинский бульвар, вл. 23.
При таком положении доводы Управления о непредставлении документов, подтверждающих соблюдение порядка предоставления в аренду земельного участка для строительства, являются необоснованными.
Оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.05.2008 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 г. по делу N А40-10125/08-147-128 оставить без изменения, а кассационную жалобу УФРС по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2008 г. N КГ-А40/10384-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании