Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 ноября 2008 г. N КГ-А41/9492-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2008 г.
Открытое акционерное общество "Мостостроительное управление N 9" (далее - ОАО "МСУ N 9") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к открытому акционерному обществу "Жуковское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - Предприятие), третьи лица: Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области, Управление Роснедвижимости по Московской области со следующими требованиями:
- считать отказ в согласовании смежной границы земельного участка площадью 16 200 кв. м, находящегося под железнодорожным тупиком и бетонной площадкой, принадлежащими ОАО "Мостостроительное управление N 9", со стороны ОАО "Жуковское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" немотивированным;
- установить границы земельного участка площадью 16 200 кв. м, находящегося под железнодорожным тупиком и бетонной площадкой, принадлежащими ОАО "Мостостроительное управление N 9", в соответствии с проектом границ утвержденным постановлением N 2405 главы Раменского района Московской области от 19.07.2006 года;
- считать согласованными границы земельного участка площадью 16 200 кв. м, находящегося под железнодорожным тупиком и бетонной площадкой, принадлежащими ОАО "Мостостроительное управление N 9", со всеми смежными землепользователями.
Решением от 30 апреля 2008 года Арбитражного суда Московской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 4 июля 2008 г. Десятого арбитражного апелляционного суда Решение от 30 апреля 2008 г. Арбитражного суда Московской области отменено в части отказа в удовлетворении требований о согласовании границ земельного участка 16200 кв. м.
Считать границы земельного участка 16200 кв. м (по адресу: Московская область, Раменский район, Островецкий сельский округ, деревня Островцы), находящегося под железнодорожным тупиком и бетонной площадкой, принадлежащими открытому акционерному обществу "Мостостроительное управление N 9", согласованными с открытым акционерным обществом "Жуковское предприятие промышленного железнодорожного транспорта".
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке статей 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Предприятия, в которой заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании 6.11.2008 г. объявлялся перерыв рассмотрения дела до 12.11.2008 г.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал, просил суд кассационной инстанции отменить постановление суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, приведенным в обжалуемом судебном акте и отзыве на кассационную жалобу.
Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "МСУ N 9" является собственником железнодорожного тупика протяженностью 300 метров, в том числе повышенного пути, бетонной площадки площадью 2960 кв. м, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, Островецкий сельский округ, деревня Островцы, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.07.2005 г. N 0066202 и N 0066201 (л.д. 59, 60 т. 1).
Право собственности ОАО "МСУ N 9" на указанные объекты зарегистрированы на основании решения Арбитражного суда Московской области от 30.12.2004 г. по делу N А41-К2-224189/04, Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2005 г. N 10АП-335/05-ГК по делу N А41-К2-24189/04 (л.д. 53, 54, 59 т.1);
Кроме того, право собственности на указанные объекты подтверждены решением Арбитражного суда Московской области от 09.10.2007 г. по делу N А41-К1-11885/06 и Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 г. по делу N А41-К1-11885/06 (л.д. 75,79 т.2).
Как установлено судом, железнодорожный тупик длиной 1100 п.м. до 1960 г. находился на земельном участке, расположенном в Люберецком районе М.О.
Для продления железнодорожного тупика на 100 метров в 1960 г. Решением исполком Раменского райсовета депутатов трудящихся ОАО "МСУ N 9" был выделен земельный участок площадью 2 га "под расширение базы железобетонных изделий", которое впоследствие было утверждено Решением исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся N 345/12 от 5 апреля 1961 г. (л.д. 31-31 т.2).
В связи с изменением границ земельных участков между Раменским и Люберецким районом указанный земельный участок площадью 2 га был разделен на 2 земельных участка:
-11.58 га, на котором находится 900 п.м. железнодорожного тупика и вся производственная база ОАО "МСУ N 9" - в Люберецком районе (Постановление N 50 от 18.03.2002 г.) (л.д. 33 т.1);
- 1,62 га, (спорный земельный участок) на котором расположены 300 п.м. железнодорожного тупика с бетонной площадкой - в Раменском районе (Постановление N 2405 от 19.07.06 г.) (л.д. 63 т.1).
Согласно Письму Главы муниципального образования "Поселок Октябрьский Люберецкого района М.О." N 828 от 13.09.04 г. следует, что при проведении геодезического обмера и уточнении указанный земельный участок площадью 1,62 га, на котором находятся, принадлежащие ОАО "МСУ N 9" железнодорожный тупик с бетонной площадкой, расположены на территории Раменского района по адресу: М.О., Раменский р-н, д. Островцы вблизи ОАО "МСУ N 9" (л.д. 29 т.2).
При этом, окончательно границы Раменского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований были определены Законом Московской области N 55/2005-ОЗ (в редакции Закона М.О. от 07.06.2005 г. N 143/2005 г. N 143/2005-ОЗ).
Судом установлено, что ОАО "Жуковское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании Постановления Главы администрации Раменского района от 03.04.1996 г. N 877 (л.д. 13 т.2) принадлежит земельный участок площадью 24, 98 га, что подтверждается Свидетельством от 16.05.1996 г. N 2451 (л.д. 12 т.2).
Документы об утверждении границ предоставленного Предприятию земельного участка отсутствуют.
Как следует из материалов дела, ОАО "МСУ N 9" и Предприятию принадлежат смежные земельные участки, границы которых на местности не определены: в графе 16 кадастрового плана от 12.10.2005 г. земельного участка с кадастровым номером 50:23:000 00 00:0090, площадью 249 800 кв.м., предоставленного ответчику в бессрочное пользование, указано, что сведений государственного земельного кадастра недостаточно для установления прохождения на местности границ земельного участка, площадью его установления прохождения на местности границ земельного участка, площадь его ориентировочная, подлежит уточнению при межевании, сведения для заполнения разделов В.2, В.3, В.4, В.5, В,6 в ГЗК отсутствуют.
Земельным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 36, 69), Федеральными законами "О землеустройстве", "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрены процедуры землеустроительных работ, установления границ участков и соответствующие уполномоченные органы.
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
В целях оформления прав на соответствующий земельный участок ОАО "МСУ N 9" организовано проведение землеустроительных работ по установлению границ земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости.
На основании обращения ОАО "МСУ N 9", решения МВК от 14.02.2006 года и материалов, предоставленных Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Раменского района, Главой Раменского района Московской области принято постановление от 19.07.2006 года N 2405 об утверждении проекта границ земельного участка общей площадью 16 200 кв. м под размещение железнодорожного тупика с повышенным путем и бетонной площадки (л.д. 63 т. 1).
Указанное постановление N 2405 от 19.07.2006 г. в установленном порядке незаконным признано не было.
В дальнейшем Предприятие отказалось согласовать границы вышеназванного земельного участка (л.д. 64 т. 1).
Кроме того, все смежные землепользователи согласовали границы земельного участка.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает, что процедуры землеустроительных работ, установления границ участков были соблюдены, оснований для отказа в согласовании границы спорного земельного участка у Предприятия не имелось.
Довод Предприятия о нахождении этого земельного участка в полосе отвода железнодорожных путей и его постоянном бессрочном пользовании отклоняет судом кассационной инстанции, поскольку статьей 90 ЗК РФ не запрещено использование земельных участков, находящихся в полосе отвода железнодорожных путей.
Таким образом, доводы кассационной жалобы несостоятельны и подлежат отклонению.
Иная оценка стороной обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст.176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2008 г. по делу N А41-К1-5506/07 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Жуковское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2008 г. N КГ-А41/9492-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании