Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 ноября 2008 г. N КГ-А40/10016-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛСИЭЛ" (далее - ООО "ЭЛСИЭЛ") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (далее - Департамент) об обязании ответчика в месячный срок сформировать земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Свободы, д. 35, стр. 32, а именно: изготовить кадастровый план (карту) данного земельного участка, провести межевание земельного участка и утвердить проект границ данного участка, ссылаясь на невозможность выкупить земельный участок, на котором расположено принадлежащее на праве собственности истцу недвижимое имущество - здание площадью 3.071 кв.м. из-за неисполнения Департаментом требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 июня 2008 г. по делу N А40-15025/08-154-226, оставленным в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2008 г. N 09АП-9560/2008-АК, требования удовлетворены.
Удовлетворяя требования истца, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что Департамент неправомерно уклонился от исполнеия возложенных на него действующим законодательством обязанностей и не обеспечил изготовление в установленный срок кадастровой карты.
В кассационной жалобе ответчик ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению, нарушение норм процессуального права при рассмотрении судами спора, в связи с чем просит решение от 16 июня 2008 г. и постановление от 18 августа 2008 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель указывает, что спорный земельный участок площадью 5.260 кв.м. является частью земельного участка, кадастровый номер 77-08-05003-007, площадью 471.000 кв.м., предоставленного в аренду ОАО "ТМЗ" сроком на 49 лет, что какие-либо изменения в договор аренды с этим лицом по уменьшению площади арендуемого земельного участка не вносились, что ОАО "ТМЗ" является заинтересованным лицом в рассмотренном судами споре, но к участию в деле привлечено не было, что изготовление кадастровых планов (карт) не входит в круг полномочий Департамента, что функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастра объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (его территориальные органы), которое также не было привлечено к участию в деле.
Истец с доводами кассационной жалобы не согласен, указывая, что здание, собственником которого он является, не принадлежит ОАО "ТМЗ" с 18.11.2002 г., что изменение договора аренды между ОАО "ТМЗ" и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы от 22.10.1996 г. N М-08-007044 зависит только от действий сторон этого договора, что функции по формированию земельных участков возложены именно на Департамент земельных ресурсов г. Москвы постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 431-ПП, что оспариваемыми ответчиком судебными актами не затронуты полномочия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, поэтому это лицо не подлежало привлечено к участию в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "ЭЛСИЭЛ" является собственником здания по адресу: г. Москва, ул. Свободы, 35, стр. 32, площадью 3.071 кв.м., которое оно приобрело по договору купли-продажи от 15.09.2004 г. N 7 с ООО "ЛН-Трэйд".
Право собственности ЗАО "ЭЛСИЭЛ" на здание по адресу: г. Москва, ул.Свободы, 35, стр. 32, площадью 3.071 кв.м. зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2007 г. по делу N А40-43040/07-9-362 установлено, что площадь земельного участка, занятого, а также необходимого для эксплуатации принадлежащего истцу на праве собственности здания по адресу: г. Москва, ул. Свободы, 35, стр. 32 была согласована между прежним собственником этого здания и арендатором земельного участка - ОАО "ТМЗ" в размере 5.260 кв.м.
В целях реализации своих прав, предоставленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, истец 27.10.2006 г. обратился в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с соответствующим заявлением.
В заявлении истец просил выполнить работу по сбору необходимых документов (в том числе заключение о градостроительных регламентах земельного участка, проект межевания территории, план подземных инженерных коммуникаций и их наземных частей в границах земельного участка) и гарантировал оплату этих услуг.
В связи с уклонением ответчика от формирования земельного участка истец повторно 11.01.2008 г. обратился в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с просьбой в месячный срок провести изготовление кадастрового плана земельного участка с утверждением его границ, сформировать земельный участок как объект недвижимости, имеющий кадастровый номер, и гарантировал оплату выполненных работ.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" решение о предоставлении или отказе в предоставлении в собственность земельного участка, занятого зданиями, строениями, сооружениями, а также необходимого для их использования, принимается Правительством Москвы либо префектами административных округов в соответствии с разграничением их полномочий на основании заявления заинтересованного лица, поданного в Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения истца) в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления, в том числе юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 этого же Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения истца) на основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности, и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В срок, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" ответчик не предпринял действий, свидетельствующих о выполнении работ по изготовлению кадастровой карты, поэтому суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования истца.
Доводы заявителя жалобы о вынесении судами решений о правах и обязанностях третьих лиц, не привлеченных к участию в деле, являются необоснованными, поскольку в силу положений статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции, действующей на момент обращения истца) ЗАО "ЭЛСИЭЛ" не имело права обращаться в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, что явилось бы основанием для отказа истцу в удовлетворении заявления на основании статьи 20 этого Закона, а также в силу отсутствия у истца, в отличие от ответчика, полномочий добиваться изменения договора аренды земельного участка, заключенного с первоначальным собственником недвижимого имущества - ОАО "ТМЗ".
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 июня 2008 г. по делу N А40-15025/08-154-226 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2008 г. N 09АП-9560/2008-АК по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 ноября 2008 г. N КГ-А40/10016-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании