Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 ноября 2008 г. N КГ-А40/10923-08
(извлечение)
МИФНС России N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее Инспекция) обратилась Арбитражный суд г. Москвы с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к ООО "ГАБА Интернейшинал" (далее Общество) о ликвидации и возложении обязанности по осуществлению ликвидации на учредителей Общества.
Решением от 06.06.2008 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения Постановлением от 20.08.2008 г. Девятого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке статей 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представитель истца и ответчика не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Отзыв на кассационную жалобу представлен не был.
Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество осуществляет предпринимательскую деятельностью в сфере организации азартных игр (игорного бизнеса) на основании лицензии от 15 ноября 2002 г. N 000103.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа деятельность по организации и проведению азартных игр Общество осуществляет через обособленное подразделение, расположенное по адресу: 629303, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий АО, г. Новый Уренгой, мкр. Юбилейный, д. 2, корп. 1.
Общество состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения, в Инспекции, что подтверждается уведомлением о постановке на учет от 25.12.2006 г. N 541090.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон), вступившего в силу 1 января 2007 года, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
17.07.2007 г. вступил в силу Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.06.2007 г. N 80-ЗАО "Об ограничении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Согласно ст. 1 указанного Закона N 80-ЗАО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с 1 сентября 2007 г., за исключением деятельности букмекерских контор, тотализаторов и казино, при условии их соответствия требованиям частей 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ.
Согласно статье 3 закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства деятельности по организации и проведению азартных игр. Указанным Законом не предусмотрена ликвидация организаций в принудительном порядке по заявлению органов, осуществляющих государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр.
Как установлено судом, 25.07.2007 г. было направлено требование руководителю Общества, о прекращении деятельности с 01.09.2007 г. игорного заведения, как несоответствующего требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона (л.д. 38-39 т. 1).
В соответствии с пунктом 15 раздела 3 Инструкции к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 г. N 100н, в случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона, нарушений требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона, руководителю налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр, надлежит вынести предписание об устранении выявленных нарушений. В случае невыполнения предписания инспекцией составляется протокол об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Должностные лица налогового органа вправе обратиться в суд за защитой публичных интересов с требованием о привлечении организатора азартных игр к административной ответственности и назначении административного наказания.
14.09.2007 г. и 22.11.2007 г. в игорном заведении Общества проведены проверки реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.06.2007 г. N 80-ЗАО "Об ограничении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", в ходе которых установлены нарушения игорным заведением Общества требований части 6 статьи 6, части 1, 3-5 статьи 8, части 2 статьи 16 Закона, которые подтверждены актом проверки N 21 от 14.09.2007 г. (л.д. 16-18 т. 1) и актом проверки N 41 от 22.11.2007 г. (л.д. 52-58 т. 1).
Руководитель Общества был привлечен к административной ответственности (л.д. 44 т. 2).
Пунктом 3 ст. 61 ГК РФ определено, что требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Суд обоснованно указал на то, что ст. 31 НК РФ предусмотрено право налогового органа на предъявление исков, перечень которых установлен в пункте 14 части 1 названной нормы, а заявленное налоговым органом требование в указанном перечне отсутствует.
Доводы Инспекции о том, что Обществом в нарушение Закона открыто новое игорное заведение на территории Ямало-Ненецкого автономного округа после 01.01.2007 г. опровергаются имеющимися письменными доказательствами, в том числе надлежащим образом заверенной копией Свидетельства от 25.12.2006 г. N 168 о регистрации объекта налогообложения на игорный бизнес, выданной Инспекцией (л.д. 74 т. 4).
Согласно имеющейся копии уведомления ФНС России Общество поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения 19.12.2006 г. (л.д. 9 т. 1).
Инспекцией 22.06.2007 г. по заявлению Общества дополнительно зарегистрированы объекты игорного бизнеса и выдано свидетельство N 254.
Таким образом, игорное заведение было открыто до 01.01.2007 г.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает, что требование Инспекции о прекращении в целом деятельности Общества в связи с нарушением ст. 16 Закона не соответствуют действующему законодательству, так как порядок действий Инспекции в случае не устранения ответчиком нарушений ст. 16 Федерального закона регламентирован пунктом 15 раздела 3 Инструкции к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 г. N 100н, что может повлечь за собой исключительно административную ответственность Общества в порядке, предусмотренном ст. 19.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы кассационной жалобы несостоятельны и подлежат отклонению.
Иная оценка стороной обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 июня 2008 г. по делу N А40-19883/08-120-158, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2008 г., оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Ямало-Ненецкому автономного округа -- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2008 г. N КГ-А40/10923-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании