Продовольственная программа СССР на период до 1990 года, разработанная в соответствии с решениями ХХVI съезда партии и одобренная майским (1982 года) Пленумом ЦК КПСС, определяет пути повышения уровня производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения устойчивого снабжения населения всеми видами продовольствия.
Одним из важных средств, обеспечивающим претворение в жизнь комплекса мер, намеченных в Программе и принятых на ее основе постановлениях Партии и Правительства СССР, является строгое соблюдение правовых норм в сфере производства, заготовок, хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции, в области материально-технического снабжения колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, капитального строительства на селе, а также социально-бытового обслуживания сельских жителей. Это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования судебной деятельности по охране социалистической соответственности, усилению борьбы с хищениями, злоупотреблениями, бесхозяйственностью и приписками в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях промышленности, искоренению фактов нарушения правил торговли продовольственными товарами, укреплению законности во взаимоотношениях колхозов и других предприятий, организаций агропромышленного комплекса, защите прав и охраняемых законом интересов граждан.
Материалы судебной практики свидетельствуют, что при рассмотрении дел о хищениях, уничтожении и порче сельскохозяйственных продуктов, скота, кормов, спекуляции ими, преступно-небрежном использовании и хранении сельскохозяйственной техники, других преступных деяниях не всегда обеспечивается полное и всестороннее исследование обстоятельств совершения преступления с целью установления всех причастных лиц и привлечения их к ответственности. Судами допускаются ошибки при квалификации хищений сельскохозяйственной продукции (зерна, овощей, кормов и т.д.), а также при назначении мер уголовного наказания виновным. Не всегда принимаются меры к выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению хищений, злоупотреблений, приписок и других преступлений, к полному возмещению причиненного материального ущерба.
При рассмотрении гражданских дел о возмещении колхозам, совхозам материального ущерба от падежа скота, порчи и недостачи зерна, мяса, молока, мясо-молочных продуктов, кормов, размер ущерба зачастую определяется неправильно. Подчас необоснованно уменьшаются суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, не всегда привлекаются к материальной ответственности должностные лица, не принявшие необходимых мер для обеспечения надлежащего учета и хранения материальных ценностей. Крайне редко применяется возмещение вреда в натуре.
Судами допускаются ошибки при разрешении имущественных споров, связанных с землепользованием колхозов, совхозов и граждан, а также хозяйственных споров, одной из сторон в которых является колхоз, межколхозное, государственно-колхозное предприятие, организация или их объединения. Суды не всегда реагируют на факты безответственного отношения должностных лиц колхозов, совхозов, а также предприятий и организаций, обслуживающих сельское хозяйство, к выполнению плановых заданий и договорных обязательств, в необходимых случаях не ставят вопрос о привлечении этих лиц к установленной ответственности.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обязать Верховные суды союзных республик разработать конкретные мероприятия по совершенствованию работы судов, вытекающие из решений майского (1982 года) Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе СССР на период до 1990 года, теснее координировать деятельность в этом направлении с органами прокуратуры, внутренних дел, юстиции, государственного арбитража, юридической службой министерств и ведомств.
2. Судебным коллегиям Верховного Суда СССР, Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов усилить надзор за судебной деятельностью на основе строгого и неуклонного применения закона, а также выполнения соответствующих руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР. Глубоко анализировать материалы судебной практики и разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на усиление борьбы с хищениями, злоупотреблениями, приписками и бесхозяйственностью в колхозах, совхозах, других предприятиях и организациях агропромышленного комплекса, на укрепление законности в хозяйственных отношениях, защиту прав и законных интересов граждан.
3. Обратить внимание судов, что своей деятельностью они должны способствовать успешному осуществлению Продовольственной программы СССР и разработанных Партией и Правительством мер, определивших методы и средства ее реализации.
В этих целях обеспечить своевременное и правильное рассмотрение уголовных и гражданских дел, возникающих в результате нарушения законности в сфере производства, заготовки, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также торговли продуктами питания. По каждому делу о хищениях, злоупотреблениях, бесхозяйственности и других преступлениях в указанных сферах, спекуляции суд должен обращать особое внимание на полноту материалов предварительного расследования с тем, чтобы все лица, причастные к преступлению, были привлечены к законной ответственности, принимать мера к выявлению 'и устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Остро реагировать на факты нерационального использования земель, загрязнения водоемов, нерадивого отношения к хранению сельскохозяйственной продукции, техники, химических удобрений, к использованию выделяемых государством для сельского хозяйства капитальных вложений, материально-технических и финансовых ресурсов, на нарушения трудовой дисциплины и случаи пьянства.
4. Судам следует повысить внимание к рассмотрению дел о выпуске недоброкачественной продукции, приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов на предприятиях и в организациях, перерабатывающих сельскохозяйственные продукты, производящих и ремонтирующих сельскохозяйственную технику, а также в строительных организациях, осуществляющих капитальное строительство на селе, мелиоративные и другие работы по улучшению земель сельскохозяйственного назначения.
Повысить качество рассмотрения дел о преступно-небрежном использовании, хранении или разукомплектовании сельскохозяйственной техники, имея в виду, что порчей, поломкой и разукомплектованием машин и механизмов наносится существенный вред материально-технической базе сельского хозяйства.
5. В предусмотренных законом случаях суды должны применять строгие меры наказания в отношении организаторов и активных участников преступных групп, расхитителей зерна, скота, кормов, семян сельскохозяйственных культур, мяса, молочных и других сельскохозяйственных продуктов, а также лиц, признанных виновными в способствовании совершению этих преступлений. Вместе с тем следует шире использовать предоставленные законом возможности для назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении лиц, признанных виновными в совершении менее опасных преступлений и способных исправиться без отрыва от трудового коллектива.
6. Необходимо усилить борьбу с мелкими хищениями в колхозах, совхозах, на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и в торговле, а также при перевозках сельскохозяйственной техники железнодорожным, водным и иным транспортом. Шире привлекать внимание общественности к этим негативным явлениям.
Решая вопрос, является ли хищение сельскохозяйственной продукции, кормов мелким или значительным, следует учитывать не только стоимость, но и размер похищенного в натуральном виде (вес, объем и т.д.) и его значимость для народного хозяйства.
7. Обеспечить точное и неуклонное выполнение требований законодательства о возмещении материального ущерба, причиненного преступлениями. При рассмотрении дел о хищении, умышленном уничтожении, порче сельскохозяйственной продукции, кормов и продовольственных товаров, а также преступной халатности необходимо проверять в соответствии ли с установленным в нормативных актах порядком определен размер материального ущерба: правильно ли взята исходная цена на данный вид материальных ценностей (закупочная, розничная, комиссионная и т.д.), применены ли к ней в необходимых случаях коэффициенты кратности, предусмотренные "Указаниями о порядке исчисления цен для определения ущерба при хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей при отсутствии на них розничных цен", утвержденными постановлением Государственного Комитета СССР по ценам от 29 декабря 1981 г. N 1372 и другими нормативными актами.
8. При рассмотрении исков об освобождении от ареста (исключении из описи) имущества, наложенного в целях обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, или возможной конфискации имущества обвиняемого, суд должен тщательно проверять обоснованность заявленного иска, проявлять инициативу в собирании доказательств. В необходимых случаях следует истребовать уголовное дело для оценки имеющихся в нем доказательств, относящихся к предъявленному иску.
9. Судам необходимо принять меры к улучшению качества рассмотрения дел о возмещении материального ущерба, причиненного рабочими и служащими, колхозниками при исполнении ими трудовых обязанностей, строго соблюдать установленные законом условия для уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению, имея в виду, что правильное и своевременное их рассмотрение имеет важное значение в деле воспитания у трудящихся бережного отношения к народному добру, содействует укреплению трудовой дисциплины.
С учетом того, что в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, а также иными нормативными актами, лица, причинившие ущерб, вправе с согласия администрации предприятия, организации либо правления колхоза сами исправить поврежденные либо передать для возмещения ущерба равноценное имущество (например, скот), суд, разрешая такой спор, должен выяснить возможность возмещения ущерба в натуре.
10. При рассмотрении имущественных споров, связанных с нарушением права землепользования колхозов, судам следует иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 88 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик размер подлежащего возмещению вреда, причиненного землепользователю, определяется в полном объеме, включая не полученные доходы.
С лиц, снявших урожай с самовольно занятых земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, как правило, подлежит взысканию продукция в натуре и лишь при ее отсутствии стоимость по государственным розничным ценам, а когда таких цен нет, - по ценам, существующим на рынке в данной местности ко времени предъявления иска.
11. Обратить внимание судов, что в Продовольственной программе придается важное значение полному использованию возможностей личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих и других граждан для производства сельскохозяйственной продукции. Суды должны обеспечить правильное и своевременное разрешение подведомственных им споров, связанных с пользованием гражданами земельными участками, предоставленными им для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сенокошения, выращивания кормовых культур и т.д. Установив факты невыполнения должностными лицами государственных, кооперативных и общественных организаций законодательства, направленного на стимулирование производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан, необходимо частными определениями ставить об этом в известность соответствующие органы для устранения таких недостатков.
При разрешении дел, связанных с выполнением заключенных с колхозниками, работниками совхозов и другими гражданами, проживающими в сельской местности, договоров на выращивание и закупку скота и птицы и на закупку излишков молока, судам необходимо иметь в виду, что оплата закупленной продукции производится по ценам согласно договоренности, но не выше установленных закупочных цен. Имущественные споры, вытекающие из этих договоров, суд разрешает, руководствуясь нормами гражданского законодательства и соответствующими Типовыми договорами.
12. Имея в виду, что одновременно с Продовольственной программой приняты нормативные акты, направленные на совершенствование взаимоотношений всех звеньев агропромышленного комплекса, суды должны уделять больше внимания разрешению разногласий, возникающих при заключении хозяйственных договоров, в которых хотя бы одной из сторон является колхоз или межхозяйственное предприятие (организация) в сельском хозяйстве. При этом следует исходить из необходимости укрепления законности и государственной дисциплины в хозяйственных отношениях, развития сотрудничества сторон в достижении конечного результата - производство продукции в нужном количестве, ассортименте и высокого качества, расширения прямых связей колхозов с перерабатывающими и торговыми предприятиями, пресекать местнические и ведомственные тенденции, идущие вразрез с общегосударственными интересами.
При разрешении разногласий по договорам, основанным на обязательном для обеих сторон плановом задании, необходимо проверять, утверждено ли плановое задание управомоченным на то органом. В частности, следует иметь в виду, что плановое задание на продажу государству сельскохозяйственной продукции, доведенное до колхоза советом районного агропромышленного объединения имеет юридическую силу, если оно утверждено районным Советом народных депутатов или его исполкомом, на территории которого расположен данный колхоз.
13. Рассматривая дела по спорам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением хозяйственных договоров колхозов, межколхозных, государственно-колхозных предприятий, организаций или их объединений между собой и с государственными, кооперативными организациями, судам следует проверять, соответствуют ли договоры закону, другим нормативным актам, регулирующим данный вид хозяйственных отношений, и плановым заданиям.
Суды должны неукоснительно применять предусмотренную законодательством и договором имущественную ответственность (возмещение убытков, уплата неустойки, штрафа, пени) в отношении предприятий и организаций Министерства заготовок СССР, Министерства плодоовощного хозяйства СССР, Министерства мясной и молочной промышленности СССР, потребительской кооперации, Союзсельхозхимии, Госкомсельхозтехники СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР и других предприятий и организаций сферы обслуживания колхозов за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими договорных обязательств. В необходимых случаях ставить вопрос о дисциплинарной, материальной, а в надлежащих случаях и уголовной ответственности должностных лиц, по вине которых обязательства не были выполнены или допущены иные нарушения хозяйственного законодательства (обсчеты колхозов, необоснованное списание денежных средств и т.п.).
14. Судам необходимо усилить внимание к рассмотрению дел о возмещении ущерба от недостачи или порчи сельскохозяйственной продукции при перевозке железнодорожным, водным или автомобильным транспортом. При этом следует тщательно проверять соблюдение грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем установленных правил погрузки, транспортировки и приемки сельскохозяйственной продукции и в зависимости от того, кто и в какой степени был виновен в нарушении этих правил, решать вопрос о возмещении причиненного ущерба.
15. С учетом того, что в Продовольственной программе большое значение придается мерам по улучшению социально-бытовых условий жизни на селе, суды должны повысить внимание к рассмотрению дел о трудовых, жилищных спорах колхозников и работников совхозов, других сельскохозяйственных предприятий и организаций, а также специалистов, работающих в сельской местности (врачей, педагогов, клубных работников и т.д.). Необходимо обеспечить правильное применение законодательства при разрешении споров об оплате труда, в том числе о выдаче сельскохозяйственных продуктов и кормов, выплате премий, надбавок и других видов материального поощрения (деньгами и натурой), предусмотренных системой оплаты труда, имея в виду их значение для усиления материальной заинтересованности работников сельского хозяйства, а также граждан, принимавших активное участие в выращивании и уборке сельскохозяйственных культур, в увеличении производства продукции и повышении ее качества.
16. Суды должны полнее использовать возможности воспитательного воздействия судебных процессов для предупреждения преступлений и иных правонарушений в сфере производства сельскохозяйственных продуктов и торговли продовольственными товарами, чаще рассматривать актуальные дела о хищениях, злоупотреблениях, приписках в государственной отчетности, преступно-небрежном использовании и хранении сельскохозяйственной техники и другие в трудовых коллективах, с участием представителей общественности. Активнее использовать печать, радио и телевидение для освещения судебных процессов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 9 июня 1982 г. N 4 "О задачах судов в связи с решениями майского (1982 года) Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе СССР"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. N 12