Организация перешла в другую налоговую инспекцию в связи со сменой юридического адреса. Может ли новая налоговая инспекция проверять прошлые периоды, когда организация была на учете в старой налоговой инспекции? Какова вероятность проверки прошлого налогового периода?
В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по своему месту нахождения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 83 НК РФ постановка налогоплательщиков-организаций на учет осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ. Если организация-налогоплательщик изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения (пункт 4 статьи 84 НК РФ).
Вопросы постановки на налоговый учет, в том числе и при смене места нахождения налогоплательщика, регулируются также постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Для контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах проводятся камеральные и выездные налоговые проверки (статья 87 НК РФ). Проверки осуществляются тем налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (статья 88 и пункт 2 статьи 89 НК РФ).
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов). В отличие от камеральной выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.
НК РФ содержит следующие ограничения по проведению выездных налоговых проверок:
- такая проверка не может охватывать более чем три предшествующих календарных года;
- по одним и тем же налогам за один и тот же период не могут проводиться повторные проверки;
- налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения).
При этом права налоговых органов на проведение указанных налоговых проверок не зависят от момента постановки налогоплательщика на учет в конкретном налоговом органе.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свои полномочия через свои территориальные органы - налоговые инспекции. Изменение территориального налогового органа при смене места нахождения налогоплательщика не изменяет обязанность налогоплательщика полно и своевременно уплачивать налоги в бюджет.
Выездные налоговые проверки проводятся в целях обеспечения законных интересов государства и являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля.
Планирование налоговых проверок осуществляется непосредственно налоговыми инспекциями. При этом Федеральной налоговой службой утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333) (далее - Концепция).
В соответствии с Концепцией выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок производится на основании всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. В указанном документе приведены критерии, которыми рекомендовано руководствоваться при отборе налоговым органом таких объектов.
Обращаем внимание, что одним из этих критериев является, в частности, неоднократное (два и более раза) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами). Таким образом, можно предположить, что вероятность проведения налоговой проверки в связи со сменой организацией своего места нахождения и сменой контролирующего налогового органа возрастет.
Вывод.
Налоговая инспекция по новому месту постановки на учет вправе проводить проверки соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства и за те периоды, в которых налогоплательщик состоял на учете в других налоговых инспекциях. При этом в рамках налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих проверке.
Л. Карасевич,
эксперт службы Правового консалтинга Гарант
1 сентября 2008 г.
"Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru