Автономные учреждения:
особенности управления, порядок принятия решения
Рассматривается порядок создания автономного учреждения и управления им. Разъясняются задачи и уровень компетенции наблюдательного совета и учредителя этого учреждения при принятии решений. Сопоставляются отдельные аспекты деятельности бюджетных и автономных учреждений.
С 1 января 2007 г. в России действует Федеральный закон от 3.11.06 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" от (в ред. Федеральных законов от 24.07.07 г. N 215-ФЗ и от 18.10.07 г. N 230-ФЗ).
Автономное учреждение (далее - АУ) может быть создано:
путем его учреждения, т.е. "с нуля";
путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.
Заметим, что изменение типа существующего государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией. При этом сохраняется действие лицензий, свидетельств о государственной аккредитации и других правоустанавливающих документов.
Изменение типа существующего государственного (муниципального) учреждения происходит не в принудительном порядке, а путем подготовки предложения об этом. Предложение о создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается соответственно исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Данное предложение подготавливается таким органом по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.
На основании предложения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение. Решение о создании АУ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти.
Порядок подготовки предложений о создании АУ путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.07 г. N 924 (п. 8 ст. 5 Закона N 174-ФЗ).
Решение о создании АУ принимается:
на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, - местной администрацией муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Земельные участки, необходимые для выполнения АУ своих уставных задач, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Собственником имущества АУ могут являться:
Российская Федерация;
субъект Российской Федерации;
муниципальное образование.
Собственник имущества АУ:
не несет ответственность по обязательствам этого учреждения;
не имеет права на получение доходов от осуществления учреждением деятельности и использования закрепленного за ним имущества.
Учредителем АУ является:
Российская Федерация - в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
субъект Российской Федерации - в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
муниципальное образование - в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
АУ может иметь только одного учредителя.
К компетенции учредителя в области управления АУ относятся:
утверждение устава АУ, содержащего исчерпывающий перечень видов деятельности, которые это учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
рассмотрение и одобрение предложений руководителя АУ о создании и ликвидации филиалов учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;
рассмотрение и одобрение предложений руководителя АУ о совершении сделок с имуществом этого учреждения в случаях, если для совершения таких сделок требуется согласие его учредителя;
решение иных вопросов, предусмотренных Законом N 174-ФЗ.
АУ без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом*(1), закрепленными за ним учредителем или приобретенными АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за АУ или о выделении средств на его приобретение.
Подлежит обособленному учету в установленном порядке:
недвижимое имущество, закрепленное учредителем за АУ;
недвижимое имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
особо ценное движимое имущество, находящееся у учреждения.
АУ вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
Основной деятельностью АУ признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (п. 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. АУ осуществляет в соответствии с заданиями учредителя деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом:
расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
Финансовое обеспечение уставной деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Правила предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, установлены ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 г. С этой же даты на основании п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не подлежит налогообложению финансовое обеспечение выполнения программ, установленных учредителем АУ, полученные только в виде субсидий.
Условия и порядок формирования задания учредителя, а также финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
Правительством Российской Федерации - в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (в настоящее время - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.08 г. N 182);
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
местной администрацией - в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Кроме заданий учредителя и обязательств АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях. АУ вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.
Управление АУ осуществляют его органы. Структура, компетенция органов АУ, порядок их формирования, сроки полномочий и формы деятельности определяются уставом АУ.
Органами АУ являются:
наблюдательный совет;
руководитель;
иные предусмотренные федеральными законами и уставом АУ органы - общее собрание (конференция) работников АУ, ученый совет, художественный совет и др.
Наблюдательный совет АУ создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В его состав входят представители:
учредителя АУ;
исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом;
общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.
В состав наблюдательного совета также могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения.
Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета АУ. Иные ограничения состава, продолжительности полномочий наблюдательного совета определены ст. 10 Закона N 174-ФЗ.
Решение о назначении членов наблюдательного совета АУ или досрочном прекращении их полномочий принимается его учредителем.
К компетенции руководителя АУ (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и др.) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом АУ к компетенции:
учредителя;
наблюдательного совета;
иных органов АУ.
Руководитель АУ без доверенности действует от имени учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения, а также утверждает:
штатное расписание;
план финансово-хозяйственной деятельности;
годовую бухгалтерскую отчетность;
регламентирующие деятельность учреждения внутренние документы.
Взаимодействие наблюдательного совета и руководителя АУ по управлению им представлено в таблице.
Взаимодействие наблюдательного совета и руководителя АУ
Объекты рассмотрения наблюдательного совета |
Действия на- блюдательно- го совета |
Действия учредителя |
Действия руководите- ля |
Рекоменда- ции и зак- лючения |
Предложения учредителя или руководителя АУ о внесении изменений в устав учреждения |
Дает рекомендации |
Принимает решение после рас- смотрения рекоменда- ций наблю- дательным советом АУ |
Даются большинст- вом голосов от общего числа го- лосов чле- нов наблю- дательного совета АУ |
|
Предложения учредителя или руководителя о создании и ликвидации филиалов АУ, об открытии и о закрытии его представительств |
То же | То же | То же | |
Предложения учредителя или руководителя о реорганизации учреждения или о его ликвидации |
То же | То же | То же | |
Предложения учредителя или руководителя об изъятии имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления |
То же | То же | То же | |
Предложения руководителя об участии учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника |
То же | То же | То же | |
Проект плана финансово-хозяйственной деятельности АУ |
Дает заключение, копия которого направляется учредителю АУ |
То же | ||
По представлению руководителя АУ проекты отчетов о деятельности учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хо- зяйственной деятельности, годовая бухгалтерская отчетность |
Документы утверждаются наблюдатель- ным советом АУ; копии документов направляются учредителю АУ |
Даются большинст- вом голосов от общего числа голо- сов членов наблюдате- льного со- вета АУ |
||
Предложения руководителя о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с Федеральным законом АУ не вправе распоряжаться самостоятельно |
Дает рекомендации |
Принимает решение после рас- смотрения рекоменда- ций наблю- дательным советом АУ |
То же | |
Предложения руководителя о совершении крупных сделок |
Принимает решения, обязательные для руководителя АУ |
Даются большинст- вом в две трети голо- сов от об- щего числа голосов членов на- блюдатель- ного совета АУ |
||
Предложения руководителя о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность |
То же | |||
Предложения руководителя о выборе кредитных организаций, в которых учреждение может открыть банковские счета |
Дает заключение |
Принимает решения после рас- смотрения заключений наблюдате- льным сове- том АУ |
Даются большинст- вом голосов от общего числа го- лосов чле- нов наблю- дательного совета АУ |
|
Вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждения аудиторской организации |
Принимает решения, обязательные для руководителя АУ |
Даются большинст- вом в две трети голо- сов от об- щего числа голосов членов на- блюдатель- ного совета АУ |
Представляет интерес сравнение отдельных аспектов деятельности бюджетных и автономных учреждений в случае, когда АУ создано путем изменения типа существующего бюджетного (государственного или муниципального) учреждения.
1. Бюджетные учреждения (далее - БУ) ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.06 г. N 25н. АУ ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н.
2. Исполнение расходов и получение доходов БУ осуществляется через казначейство. АУ имеют право на открытие счетов в самостоятельно выбранных кредитных учреждениях.
3. БУ не имеют возможности привлекать заемные средства, АУ имеют право брать банковские кредиты.
4. Размер оплаты труда работников БУ устанавливается с учетом единой тарифной сетки или отраслевыми системами оплаты труда. Размер оплаты труда устанавливается АУ самостоятельно исходя из кадровой политики и финансовых ресурсов.
5. Ежегодная аудиторская проверка для бюджетных (государственных и муниципальных) учреждений не обязательна.
АУ подлежат обязательному аудиту. В соответствии с п.п. 12 п. 1 ст. 11 Закона N 174-ФЗ вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждения аудиторской организации решает его наблюдательный совет. Решение принимается большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета. Данное решение является обязательным для руководителя АУ, который и заключает договор на проведение аудиторской проверки с той аудиторской организацией, которой оказал доверие наблюдательный совет, учитывая при этом и другие условия (стоимость услуг, сроки проведения проверки и т.д.).
6. БУ производят закупку товаров (работ, услуг) с применением процедур, предусмотренных федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. АУ при расходовании средств могут не применять указанные процедуры (см. письмо Минэкономразвития России от 18.06.08 г. N Д05-2409 "О непризнании автономных учреждений государственными или муниципальными заказчиками", согласно которому Федеральный закон от 21.07.05 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не распространяется на АУ, так как они не являются государственным или муниципальным заказчиком; АУ также не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ. Однако данное требование на АУ при заключении договора на аудиторскую проверку с аудиторской организацией не распространяется и решение о расходовании средств на приобретение аудиторских услуг, и выбор аудиторской организации учреждение принимает самостоятельно.
Л.В. Сотникова,
заместитель генерального директора ООО "Росэкспертиза"
В.Ю. Балашова,
главный бухгалтер, ВЗФЭИ
"Аудиторские ведомости", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление АУ своей уставной деятельности существенно затруднено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а