Противопожарная безопасность
Согласно ст. 1 Закона N 69-ФЗ*(1) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Как и все другие организации, учреждения силовых министерств и ведомств призваны соблюдать правила пожарной безопасности, утвержденные Приказом МЧС РФ N 313*(2) (далее - Правила), поскольку Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами и т. д. В этой статье мы расскажем о самых распространенных мерах противопожарной безопасности, которые принимаются должностными лицами учреждений в целях обеспечения противопожарной безопасности, и о том, как правильно отразить в бухгалтерском учете затраты по реализации этих мер. Также рассмотрим порядок признания данных расходов при исчислении налога на прибыль.
Общие положения
Руководители учреждений (должностные лица) силовых министерств и ведомств на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Кроме того, для особо сложных и уникальных зданий должны быть разработаны еще специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику их эксплуатации и учитывающие пожарную опасность. Указанные специальные правила пожарной безопасности должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке.
Прежде всего, на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка в соответствии с приложением 1 к Правилам (требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности).
Допуск к работе должен осуществляться только после прохождения всеми работниками учреждения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы необходимо организовать дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
Распорядительным документом учреждения должны быть определены и оборудованы места для курения, места для хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, установлено допустимое количество этих объектов, единовременно находящихся в помещениях, а также урегулирован порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня.
Кроме того, должны быть регламентированы:
- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
- действия работников при обнаружении пожара;
- порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (при этом следует назначить ответственных за их проведение).
Меры противопожарной безопасности
В настоящее время самыми распространенными мерами противопожарной безопасности, принимаемыми руководителями учреждений, являются установка пожарной сигнализации и приобретение первичных средств пожаротушения.
Установка пожарной сигнализации
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к основным средствам под кодом 14 3319000.
Согласно пп. 39 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемой. Таким образом, для проведения работ по монтажу систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации учреждению следует заключать договора только со специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение подобного рода работ. От предмета заключенного договора зависит отнесение расходов к соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ.
Если предметом договора является только проведение работ по монтажу, а приобретение приборов и аппаратуры систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации осуществляет само учреждение, то расходы на оплату оборудования относят на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а оплату услуг по их монтажу - на подстатью 226 "Прочие услуги" КОСГУ.
Если же по условиям договора исполнитель берет на себя осуществление всех расходов, связанных с установкой пожарной сигнализации, в том числе и приобретение аппаратуры, то в этом случае заказчик расходы по оплате договора на организацию и проведение работ в рамках текущей деятельности должен относить на подстатью 226 КОСГУ. В первичных документах (счете-фактуре, акте) будет указано, что проведены работы по монтажу пожарной сигнализации.
Как указано выше, система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации является объектом основных средств, поэтому она принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая, в свою очередь, состоит из фактических вложений учреждения в приобретение и монтаж данного объекта (п. 12 Инструкции N 25н*(3)).
Все затраты по приобретению пожарной сигнализации собираются на счете 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства".
Операции по вложениям в объекты основных средств при их приобретении отражаются следующими проводками (п. 72 Инструкции N 25н):
- на сумму приобретенного оборудования:
Дебет счета 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит счетов 208 19 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств", 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
- на сумму оказанных услуг по монтажу:
Дебет счета 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит счетов 208 09 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих услуг", 302 09 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
К бюджетному учету пожарная сигнализация принимается в качестве объекта основных средств по сформированной первоначальной стоимости и отражается проводкой:
Дебет счета 101 04 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования"
Кредит счета 106 01 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
Рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете операций по монтажу систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Пример 1.
За счет бюджетных средств учреждение приобрело аппаратуру пожарной сигнализации стоимостью 30 000 руб. и заключило договор со специализированной организацией на ее монтаж на сумму 70 000 руб. По окончании монтажа участниками договора был подписан акт оказанных услуг.
В бюджетном учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приобретена аппаратура пожарной сигнализации | 1 106 01 310 | 1 302 19 730 | 30 000 |
Оказаны услуги по монтажу пожарной сигнализации | 1 106 01 310 | 1 302 09 730 | 70 000 |
Принята к учету введенная в эксплуатацию пожарная сигнализация (30 000 + 70 000) руб. |
1 101 04 310 | 1 106 01 410 | 100 000 |
Пример 2.
Учреждением заключен договор со сторонней организацией на монтаж системы автоматического пожаротушения. Сметная стоимость работ с учетом стоимости аппаратуры составила по договору 100 000 руб. Оплата производится за счет бюджетных средств. По окончании работ подписан акт выполненных работ по установке системы автоматического пожаротушения.
В бюджетном учете учреждения данная операция будет отражена следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены в учете выполненные работы по установке системы автоматического пожаротушения |
1 106 01 310 | 1 302 09 730 | 100 000 |
Принята к учету введенная в эксплуатацию система автоматического пожаротушения |
1 101 04 310 | 1 106 01 410 | 100 000 |
Произведена оплата выполненных работ | 1 302 09 830 | 1 304 05 226 | 100 000 |
Расходы по обслуживанию и эксплуатации сигнализации
Затраты, связанные с осуществлением мер противопожарной безопасности, не ограничиваются расходами на установку системы противопожарной сигнализации. Установка сигнализации сопряжена еще и с заключением договора на ее обслуживание. Обслуживание сигнализации, как правило, подразумевает не только реагирование на поступивший сигнал, но и проведение профилактических работ по поддержанию сигнализации в рабочем состоянии. Если система находится на балансе учреждения, то затраты по таким услугам в бухгалтерском учете относят на расходы и учитывают по подстатье 226 "Прочие расходы" КОСГУ.
Пример 3.
Учреждение заключило договор со специализированной организацией на обслуживание пожарной сигнализации. На основании предъявленного счета-фактуры и акта стоимость услуг составила 6000 руб. Оплата производится за счет бюджетных средств.
В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оказаны услуги по обслуживанию сигнализации | 1 401 01 226 | 1 302 09 730 | 6 000 |
Произведена оплата оказанных услуг | 1 302 09 830 | 1 304 05 226 | 6 000 |
Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.д.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии (п. 34 Правил). Поэтому учреждение периодически должно проводить профилактический ремонт. В этих целях могут приобретаться запасные части. Расходы по ремонту действующих систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации следует относить на подстатью 225 "Работы и услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Пример 4.
Учреждением заключен договор со специализированной организацией на проведение ремонта отдельных элементов пожарной сигнализации, стоимость работ - 55 000 руб. Для ремонта за счет бюджетных средств приобретены запасные части на сумму 18 000 руб.
В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету запасные части для ремонта сигнализации |
1 105 06 340 | 1 302 22 730 | 18 000 |
Произведена оплата запасных частей | 1 302 22 830 | 1 304 05 340 | 18 000 |
Оказаны услуги по ремонту пожарной сигнализации | 1 401 01 225 | 1 302 08 730 | 55 000 |
Произведена оплата услуг по ремонту пожарной сигнализации |
1 302 08 830 | 1 304 05 225 | 55 000 |
Списаны запасные части | 1 401 01 272 | 1 105 06 440 | 18 000 |
Первичные средства пожаротушения
Другим наиболее распространенным мероприятием по обеспечению пожарной безопасности является приобретение учреждением первичных средств пожаротушения. К ним относятся огнетушители, пожарные стенды, пожарный инвентарь. Согласно ОКОФ вышеперечисленные средства пожаротушения относятся к основным средствам как оборудование для пожаротушения (код 14 2944000).
В соответствии с Постановлением N 1*(4) все вышеперечисленные средства пожарной безопасности относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 5 и до 7 лет включительно, поэтому затраты, связанные с приобретением, монтажом и установкой, не включаются в состав расходов учреждения единовременно, а переносятся постепенно в виде амортизационных отчислений. Исключение составляют основные средства стоимостью до 10 000 руб., которые единовременно учитываются в составе расходов. Как указывалось выше, средства пожарной безопасности относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 61 до 84 месяцев включительно. Поэтому в расходы учреждения ежемесячно будет включаться сумма амортизационных отчислений, равная 1/61 - 1/84 стоимости средств противопожарной безопасности, и эта операция будет сопровождаться проводкой:
Дебет счетов 1 401 01 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 1 (2) 104 04 410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации"
Налог на прибыль
Порядок отражения в налоговом учете расходов на монтаж систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации зависит от стоимости объектов. Так, если расходы составляют менее 20 000 руб., то они учитываются в составе расходов в полной сумме (через 100%-е амортизационные отчисления при вводе в эксплуатацию).
Как правило, системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации представляют собой дорогостоящее имущество (свыше 20 000 руб.) с длительным сроком полезного использования. В этом случае учреждение должно включить объект сигнализации в состав амортизируемого имущества, а затраты на его приобретение и монтаж учесть в составе расходов через механизм амортизации.
Следует обратить внимание, что к амортизируемому имуществу в Налоговом кодексе с 01.01.2008 относятся объекты основных средств стоимостью свыше 20 000 руб., а в бухгалтерском учете - стоимостью свыше 10 000 руб. Этим вызываются расхождения показателей бухгалтерского и налогового учета.
Стоимость таких объектов в налоговом учете погашается посредством начисления амортизации по ним одним из способов, указанных в ст. 259 НК РФ и отраженных в учетной политике. Поскольку в бухгалтерском учете применяется только линейный метод начисления амортизации, то рекомендуем в налоговом учете применять тот же метод.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к учитываемым в целях налогообложения по налогу на прибыль расходам относятся затраты по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации и приобретению услуг пожарной охраны. Эти расходы принимаются в целях исчисления налога на прибыль при условии выполнения положений ст. 252 НК РФ.
Собственные специализированные подразделения
Пожарная безопасность на территории учреждения может обеспечиваться путем формирования собственных специализированных подразделений пожарной охраны.
Расходы на содержание данных подразделений учитываются в целях налогообложения в составе прочих расходов (п. 1 ст. 264 НК РФ), включая:
- оплату труда;
- отчисления с оплаты труда на нужды обязательного социального страхования в виде единого социального налога;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другое.
В этом случае учреждения также несут затраты по оснащению необходимыми средствами пожаротушения (пожарные машины, пожарное оборудование, пожарный инструмент и прочее) и по приобретению специальной одежды.
Для принятия расходов по содержанию специализированных подразделений в целях налогообложения учреждения должны иметь соответствующие лицензии, иначе расходы, связанные с содержанием специализированных подразделений организации, не смогут быть признаны при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Ответственность за нарушение норм пожарной безопасности
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа за нарушение норм пожарной безопасности. Так, согласно ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан - от 500 до 1 000 руб., на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб., на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.
Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб., на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
И. Зернова,
редактор журнала "Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
*(2) Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности".
*(3) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
*(4) Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"