ДМС как дополнительный способ мотивации
Очень часто работодатели в объявлениях о приеме сотрудников используют фразу "предоставляется социальный пакет". Предлагая дополнительные возможности, работодатель пытается привлечь квалифицированный персонал и удержать уже имеющийся. В каждой организации набор услуг, включенных в социальный пакет, различен. В него могут входить оплата питания, проезда, мобильной связи, медицинская страховка, организация досуга и т.д. В последнее время работодатели особое внимание уделяют добровольному медицинскому страхованию - прежде всего потому, что решение проблем, связанных с нетрудоспособностью, становится все более длительным и затратным для работников, а следовательно, растут убытки и для работодателя.
Пока в сознании большей части населения медицинская страховка, а вместе с ней и добровольное медицинское страхование (далее - ДМС) прочно связаны с традиционным российским вариантом - обязательным медицинским страхованием (ОМС). Многие считают бесплатное здравоохранение единственно правильным и не признают альтернативы. Но у государства остается все меньше возможностей обеспечить своим гражданам эту услугу адекватно их ожиданиям. По оценкам участников рынка, появились предпосылки к динамичному росту востребованности ДМС: с одной стороны, это гарантия качественных услуг в сфере здравоохранения, с другой - вариант своеобразного морального контракта общества и гражданина по сохранению здоровья человека как высшей государственной ценности.
Правовые основы ДМС
Правовые основы медицинского страхования заложены Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Согласно ст. 3 данного закона объектом ДМС является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Этим же законом установлено, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами страхования. Согласно ст. 940 ГК РФ он заключается в письменной форме и считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не предусмотрено иное. Страхование осуществляется в соответствии со списками застрахованных работников по программам, определяющим перечень услуг. Форма типового договора ДМС утверждена Постановлением Правительства РФ от 23.01.1992 N 41.
Трудовой кодекс говорит, что отношения, непосредственно связанные с трудовыми, регулируются коллективными договорами, соглашениями и локальными актами организации (ст. 5) То есть работодатель самостоятельно определяет порядок ДМС в трудовых договорах или локальных нормативных актах (ст. 9, 40, 41, 56 ТК РФ).
ДМС как способ мотивации персонала
В связи с низким уровнем обязательного медицинского страхования добровольное становится все более значимым и относится к существенным элементам социальной мотивации персонала. ДМС позволяет привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов, стабилизирует отношения в коллективе, формирует атмосферу доверия к предприятию и его руководству, экономит рабочее время, а следовательно, повышает производительность труда.
Такой вид страхования востребован в основном корпоративными клиентами. Включение полиса ДМС в соцпакет предприятия - сильное конкурентное преимущество на рынке труда. Кроме того, забота о здоровье сотрудников является свидетельством развитой корпоративной культуры. Сотрудники получают возможность использовать значительно меньше собственных ресурсов на непредвиденные траты по укреплению здоровья, получать квалифицированные медицинские услуги дополнительно к нормативам, установленным обязательным страхованием.
Взаимодействие отдела кадров со страховой компанией
В настоящее время практически все страховщики работают в одном правовом поле, ДМС - не исключение. Разница заключается в полноте предоставляемых услуг и медицинских учреждениях, а также в стоимости страхового полиса. Как же начальнику или специалисту отдела кадров выбрать страховую компанию и при этом сэкономить?
Во-первых, при выборе страховщика необходимо обращать внимание на перечень услуг, которые являются исключением из страхового покрытия, а также запрашивать стоимость конкретной услуги (обычная консультация терапевта значительно отличается по стоимости от услуги "санаторно-курортное лечение") у представителя страховой компании. Страховщики со своей стороны должны выделять одного-двух кураторов предприятию, в зависимости от его размера. Куратор в режиме он-лайн направляет застрахованных по их требованию к необходимому специалисту, проводит консультации по телефону, назначает удобное время и т.д.
Во-вторых, нужно определить категории сотрудников, которые в соответствии с кадровой политикой организации будут иметь право воспользоваться данной услугой (что, как правило, закрепляется либо в коллективном договоре, либо в других локальных актах). То есть уже при приеме на работу кандидат видит перспективы своей социальной защищенности в долгосрочном периоде.
В-третьих, провести опрос персонала, чтобы определить актуальные потребности.
На основе собранных данных представитель страховой компании разрабатывает индивидуальную страховую программу.
Не стоит забывать, что в соответствии с НК РФ (п. 16 ст. 255) отчисления на ДМС относят на себестоимость, но размер этих отчислений не должен превышать 3% от фонда оплаты труда предприятия.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2009 размер таких отчислений составит 6% от годового ФОТ. В некоторых случаях практикуется совместная оплата полиса ДМС работником и работодателем, например, 60% стоимости полиса оплачивает работодатель, 40% - сам работник. Для физических лиц НК РФ предусмотрены льготы. Подоходным налогом не облагаются средства, потраченные на лечение собственного здоровья, а также на лечение членов своей семьи (детей, иждивенцев). В данном случае человек, потративший денежные средства на полис добровольного медицинского страхования, может воспользоваться налоговым вычетом и вернуть 13% (подоходный налог) от затраченной суммы.
Многие российские компании готовы выделять на эти цели значительно большие средства. Повышение размера отчислений до 5 - 10% только укрепит заинтересованность предприятий во вложениях в здоровье своих сотрудников. Таким образом, ДМС выгодно всем участникам рынка медицинских услуг.
Программы ДМС. Типовые исключения из программ
Программы ДМС предлагают полный комплекс услуг:
- амбулаторно-поликлиническое обслуживание;
- стоматологическая помощь;
- помощь на дому;
- скорая медицинская помощь;
- проведение диспансеризации;
- стационарное лечение (плановая и экстренная госпитализация).
Разработаны десятки страховых программ, которые рассчитаны на сотрудников организации всех возрастов. В программы ДМС возможно включить и членов семьи сотрудников. Наблюдение детей и супругов ведется врачами общей практики, семейными докторами, что позволяет сделать системным контроль за состоянием здоровья и предотвращать заболевания на ранней стадии.
Дополнительным плюсом программы ДМС является возможность организовать "сетевое" обслуживание в нескольких поликлиниках, включая специализированные НИИ и клинико-диагностические центры. Опытные врачи, кураторы и медицинские эксперты в отделе ДМС круглосуточно организуют качественную и своевременную медицинскую помощь. Главное, что качество медицинских услуг, несомненно, превосходит качество по программам ОМС (наблюдение и лечение пациента врачом-терапевтом в период развития острых и обострения хронических заболеваний на дому; регулярные профилактические осмотры; рекомендации по рациональному питанию, физическим нагрузкам, санаторно-курортному лечению; сопровождение пациента при проведении обследований и консультаций и др.). В рамках ДМС работники организации получат медицинскую помощь, такую как:
- первичный, повторный, консультативный приемы врачей-специалистов (терапевта, эндокринолога, хирурга, офтальмолога, уролога, кардиолога, гастроэнтеролога, гинеколога, отоларинголога (лора), невролога, дерматолога, пульмонолога, стоматолога);
- выдача листков нетрудоспособности;
- лабораторная и инструментальная диагностика (рентгенологическая, ультразвуковая, функциональная, эндоскопическая);
- физиотерапия;
- лечебная физкультура и массаж.
Программы добровольного медицинского страхования являются практически инструментом реализации социальных программ предприятий.
Страховые компании разрабатывают индивидуальные программы страхования для каждого корпоративного клиента. При этом учитывается специфика деятельности, средний возраст застрахованных, их количество, требования к набору медицинских услуг. Например, в программу для офисных работников могут быть включены лечебный массаж, лечебная физкультура. Многолетняя практика подтверждает правильность этой тактики.
По желанию руководства организации могут быть включены дополнительные и специализированные условия, в том числе:
- скорая и неотложная медицинская помощь;
- санаторно-курортное лечение;
- лекарственное обеспечение;
- стоматологическая помощь.
Разумеется, ДМС, как и все услуги, не является всеобъемлющим. Оно не может охватить все аспекты здоровья человека. В настоящее время в договорах ДМС учитываются стандартные исключения:
- умышленное причинение себе телесных повреждений, суицидальные попытки, совершение противоправных действий, подтвержденные решением органов предварительного следствия и/или суда;
- травмы, увечья, заболевания и их осложнения, полученные в результате алкогольного, токсического или наркотического опьянения, а также все случаи нетрудоспособности, обусловленные алкогольным или наркотическим опьянением;
- случаи заболевания СПИДом и ВИЧ-инфекцией, другие иммунодефицитные состояния, в том числе врожденные;
- все виды инвалидизирующей патологии после направления на МСЭК;
- пластические, реконструктивные, трансплантологические операции (в том числе эндопротезирование) и подготовка к ним;
- острая и хроническая лучевая болезнь и ее осложнения;
- наследственные и генетические болезни, врожденные аномалии и пороки развития (в том числе приведшие к нарушению функции органа или системы органов), деформаций и хромосомных нарушений;
- психиатрия;
- нейрохирургия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Количество потребителей услуги ДМС растет, но пока этот вид страхования остается востребованным преимущественно юридическими лицами. Если раньше большинство страхователей составляли совместные предприятия или предприятия с западным капиталом, сейчас среди них все больше отечественных, причем с каждым годом увеличивается процент предприятий малого и среднего бизнеса. А льготы при налогообложении только способствуют этому. В страховых компаниях прогнозируют, что рост ДМС будет увеличиваться в среднем на 20 - 25% в год, прежде всего за счет коллективного страхования. Видимо, повысится интерес страховых компаний к малому бизнесу - страхованию небольших коллективов. Учитывая сохраняющуюся тенденцию к росту цен на медицинские услуги, следует ожидать повышения цен на программы ДМС минимум на 20 - 30%.
Частным клиентам ДМС предоставляет качественные услуги, организациям дает действенный инструмент мотивации сотрудников и повышения производительности труда. Медицинские организации получают дополнительное финансирование, а государство перекладывает часть расходов на здравоохранение на плечи граждан и коммерческих структур. Наконец, страховые компании получают прибыль.
Говорить о том, что интерес к ДМС со стороны рынка является всеобъемлющим, пока рано, но поскольку мы живем в таких условиях, когда сохранить здоровье проще, чем вылечить уже полученное заболевание, вероятно, рано или поздно охват населения добровольным медицинским страхованием достигнет 100%.
М.П. Виноградова,
эксперт журнала "Отдел кадров"
"Отдел кадров", N 5, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)