Платные дополнительные образовательные услуги
Оказание платных дополнительных образовательных услуг становится все более важным направлением деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования. Именно платные дополнительные образовательные услуги способствуют более полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в образовании в условиях недостаточного финансового обеспечения за счет бюджетных средств. Однако при этом крайне важным является соблюдение норм действующего законодательства, особенно в части реализации конституционного принципа общедоступности и бесплатности дошкольного и основного общего образования.
В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона "Об образовании"*(1) обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. В свою очередь, муниципальные образовательные учреждения согласно п. 1 ст. 45 названного закона также имеют право оказывать данные услуги. Обратим особое внимание, что для той и другой стороны предоставление платных образовательных услуг является правом, а не обязанностью.
Нормативно-правовая база
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими оказание платных дополнительных образовательных услуг в образовательном учреждении, являются:
Закон "Об образовании";
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей");
Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг);
Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 N 2994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования".
При привлечении дополнительных финансовых ресурсов также необходимо использовать в работе следующие инструктивные письма Минобразования, в которых разъясняется порядок применения действующего законодательства в сфере оказания платных дополнительных образовательных услуг:
- от 27.06.1995 N 48-М "О фактах неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающегося";
- от 15.12.1998 N 57 "О внебюджетных средствах образовательных учреждений";
- от 19.01.2000 N 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг";
- от 23.08.2000 N 22-06-922 "О соблюдении законодательства Российской Федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях";
- от 14.05.2001 N 22-06-648 "Об усилении контроля за исполнением законодательства об образовании Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях";
- от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09;
- от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования".
Выделим наиболее важные положения, которые установлены действующим законодательством в качестве обязательных при оказании государственными и муниципальными образовательными учреждениями платных дополнительных образовательных услуг.
1. Наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть отражены в уставе общеобразовательного учреждения (пп. 5 "ж" п. 1 ст. 13 Закона "Об образовании"). Правила оказания платных образовательных услуг также требуют, чтобы в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений указывались перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления (п. 3).
2. Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (п. 1 ст. 26 Закона "Об образовании"). Поэтому должен соблюдаться принцип добровольности предоставления платных дополнительных образовательных услуг (ученик или воспитанник имеет право, но не обязан получать эти услуги).
*
Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг (п. 5 Правил оказания платных образовательных услуг).
*
3. Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, и разъяснению Минобразования (Письмо N 31-52-122/31-15) деятельность образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию.
4. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются образовательным учреждением на договорной основе. При этом до заключения договора учреждение обязано предоставить потребителю достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
5. Образовательное учреждение обязано заключить договор при наличии возможности предоставить запрашиваемую потребителем образовательную услугу. Образовательное учреждение не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами. Стоимость предоставляемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между образовательным учреждением и потребителем.
6. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.
7. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, полученные от такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суде.
8. К платным образовательным услугам, предоставляемым образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.
Порядок оказания услуг
Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и носят дополнительный характер по отношению к обязательным образовательным программам.
Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). В соответствии со ст. 9 Закона "Об образовании" общеобразовательными являются программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Как указывалось выше, платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. Услуги, предоставляемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения, направленные на совершенствование образовательного процесса при наличии имеющихся условий и средств (например, снижение наполняемости классов (групп); деление на подгруппы против установленных норм; сдача экзаменов в порядке экстерната; дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие услуги, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях), не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается.
Взимание платы с родителей на доплату учителям, работающим в рамках соответствующих образовательных программ, является незаконным. Обеспечение хозяйственных нужд, проведение ремонтных работ, доплата обслуживающему персоналу, а также учителям-предметникам за проведение уроков в рамках основной образовательной деятельности также не относятся к платным дополнительным образовательным услугам, тем более что на эти цели выделяются бюджетные ассигнования.
К платным дополнительным услугам, которые могут оказывать образовательные учреждения, относятся:
I. Образовательные услуги:
- реализация основных образовательных программ в учреждениях профессионального образования с полным возмещением затрат на обучение за счет юридических и физических лиц;
- изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных учебным планом;
- репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
- различные курсы: по подготовке к школе и поступлению в учреждения профессионального образования (ссузы, вузы), по изучению иностранных языков (сверх обязательной программы), повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография).
II. Развивающие услуги:
- различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и так далее;
- создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и так далее, то есть всему тому, что направлено на развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
- создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
III. Оздоровительные мероприятия:
- создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии, специальное обучение по коррекции психического здоровья и прочие;
- организация секций и групп по укреплению здоровья (волейбол, баскетбол, хоккей, фигурное катание, легкая атлетика, теннис, лыжи, общая физическая подготовка, различные игры и другие).
IV. Организационные услуги:
- организация досуга обучающихся (дискотеки, клубы по интересам, лектории, театр, концертная деятельность, экскурсии, туристические походы);
- организация профилактических и лечебных мероприятий, групп по коррекции физического развития;
- улучшение условий пребывания и питания и другие.
Платные дополнительные образовательные услуги оказываются в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, согласно которым исполнитель обязан довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:
наименование и место нахождения (юридический адрес) исполнителя, а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего;
уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
порядок приема поступающих и требования к ним;
форму документа, выдаваемого по окончании обучения.
Муниципальное образовательное учреждение обязано также предоставить для ознакомления по требованию потребителя:
устав муниципального образовательного учреждения;
лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
адрес и телефон учредителя муниципального образовательного учреждения, органа управления образованием;
образцы договоров в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг;
основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;
дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя;
перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения по просьбе потребителя.
Отметим, что способ доведения информации до потребителя устанавливается образовательным учреждением, как правило, самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законами и иными правовыми актами. При этом учитывается доступность ознакомления с информацией (способы доведения информации до потребителей: объявления, информация на стендах, в буклетах, проспектах, предоставление информации по требованию потребителя и так далее).
Заключение договора на оказание платных
дополнительных образовательных услуг
Отношения между муниципальными образовательными учреждениями, как производителями образовательных услуг, и учащимися (воспитанниками), их родителями, выступающими в качестве покупателей образовательных услуг, регулируются не только Гражданским кодексом, Законом "Об образовании", Правилами оказания платных образовательных услуг, но и Законом "О защите прав потребителей", а также иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними.
Закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также определяет механизм реализации этих прав. При этом в законодательстве используются следующие основные понятия.
Потребитель - организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично;
Исполнитель - государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Особенности заключения договора на обучение (регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей)) определяются в уставе образовательного учреждения (ст. 13 Закона "Об образовании").
Договор вступает в силу с момента его заключения и действует до определенного в нем срока окончания исполнения сторонами обязательства. При этом окончание срока действия договора не влечет прекращения договорных обязательств, кроме случаев прямого указания на это в законе или договоре.
Для того чтобы договор считался действительным, необходимо выполнение ряда общих условий:
- договор не противоречит нормам права;
- стороны имеют определенный объем правоспособности (дееспособности);
- воля сторон соответствует их волеизъявлению.
Кроме того, должны соблюдаться форма договора и специальные условия, установленные для определенных договоров.
При невыполнении указанных условий договор признается недействительным (ничтожным или оспоримым), со всеми вытекающими последствиями.
Договор может быть изменен или расторгнут по закону, соглашению сторон, решению суда (при существенном нарушении договора; при существенном изменении обстоятельств или в иных случаях, предусмотренных законодательством или договором).
При изменении договора обязательства сторон сохраняются, но в ином виде, а при расторжении - прекращаются. Обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, либо с момента вступления в законную силу решения суда.
*
Заключение договора на оказание платных образовательных услуг в письменной форме с юридическими лицами и гражданами обусловлено требованиями действующего законодательства (ст. 161, п. 1 ст. 434, ст. 779-783 ГК РФ; ст. 4, 10 Закона "О защите прав потребителей"; п. 3 ст. 46 Закона "Об образовании").
*
Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у потребителя. Согласно договору заказчик обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и сроки, указанные в договоре. При этом в соответствии с законодательством РФ должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.
Стоимость предоставляемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию заказчика, потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.
Договор заключается в письменной форме и в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг должен содержать следующие сведения:
наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации - исполнителя и место его нахождения (юридический адрес);
фамилию, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
сроки оказания образовательных услуг;
уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
должность, фамилию, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.
Кроме того, необходимо включение в договор следующих разделов: права сторон, обязанности сторон, ответственность сторон.
Ответственность образовательного учреждения за ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению платных образовательных услуг установлена действующим законодательством, в том числе Правилами оказания платных образовательных услуг.
При обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказании их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
1) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;
2) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;
3) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Кроме того, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки предоставленных образовательных услуг не устранены исполнителем либо имеют существенный характер.
В случае если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:
1) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель обязан приступить к оказанию образовательных услуг и (или) по истечении которого они должны быть оказаны;
2) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам по разумной цене и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
3) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;
4) расторгнуть договор.
Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных образовательных услуг.
Отметим, что специальные требования законодательством установлены только для договоров на предоставление платных дополнительных образовательных услуг образовательными учреждениями. Оказание же иных платных дополнительных услуг осуществляется в соответствии с общими нормами гражданского законодательства РФ и Закона "О защите прав потребителей".
Оплата дополнительных образовательных услуг
Одним из вариантов приема платы за образовательные услуги от населения может быть оплата по безналичному расчету (через учреждения Сбербанка РФ, отделения связи).
Организация расчетов с населением через учреждения Сбербанка РФ может производиться следующим образом:
1. Образовательное учреждение заключает договор с соответствующим территориальным филиалом Сбербанка РФ (чаще всего с установлением определенного процента от сумм платежей в пользу Сбербанка РФ за оказываемые им услуги по сбору и перечислению средств).
2. До наступления очередного срока платежа выписываются и передаются заказчикам - физическим лицам либо уведомления (счета на оплату), либо оформленные квитанции на оплату по форме, согласованной со Сбербанком РФ. Такие уведомления, счета, квитанции на оплату могут оформляться в учреждении с применением стандартных или специально разработанных компьютерных программ (например, с помощью электронных таблиц). Перед передачей заказчикам квитанций или уведомлений на оплату эти документы регистрируются в журнале, который заменяет журнал учета выданных счетов-фактур. Возможно также вторые экземпляры данных документов подшивать в отдельную папку в хронологической последовательности. В этом случае ведения отдельного регистра не требуется.
3. При поступлении платы за образовательные услуги (за минусом вознаграждения Сбербанку РФ) необходимо развернуто отразить суммы оплаты оказываемых учреждением образовательных услуг (в доходах) и суммы оплаты услуг банка (в расходах).
4. Для формирования выручки и финансовых результатов от реализации услуг в бухгалтерском учете согласно принятой учетной политике и договорам на оказание платных услуг необходимо периодически оформлять соответствующие документы, подтверждающие факт оказания заказчикам определенного объема услуг (акты, приказы, протоколы, списки и так далее).
Осуществлять прием платы за обучение от физических лиц по безналичному расчету не всегда целесообразно в связи с задержкой платежей в межбанковских расчетах, а также в связи со значительной суммой, взимаемой Сбербанком РФ за услуги по приему платежей от населения. Поэтому плату за дополнительные образовательные услуги вносят в кассу учреждения.
Согласно п. 94 Инструкции N 25н прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности - квитанциям (ф. 0504510) и приходным кассовым ордерам (ф. 0310001). В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий). Рассмотрим, в каких случаях и каким образом можно использовать указанные документы.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) при денежных расчетах с населением во всех случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Государственный реестр (перечень сведений о моделях ККТ, применяемой на территории РФ). Исключения для образовательных учреждений при приеме денег за платные услуги данным законом не предусмотрено. Однако принимать наличные денежные средства без применения ККТ можно лишь при оплате питания учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий. При этом не использовать ККМ можно не только общеобразовательным учреждениям, но и частным предпринимателям или организациям, предоставляющим питание учащимся и работникам общеобразовательных школ.
*
Не применять ККМ при приеме наличных денежных средств за питание можно только общеобразовательным учреждениям, к которым согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, относятся начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей, но не относятся, например, учреждения начального и среднего профессионального образования, такие как профессиональное училище, техникум, колледж и другие.
*
Кроме того, ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Таким образом, в регионе вполне реально принятие указанного перечня, и многие сельские образовательные учреждения в данном случае могут не задумываться о необходимости применения ККМ, принимая плату за оказываемые услуги. При этом в Определении Верховного суда РФ от 06.04.2005 N 32-Г05-3 отмечено, что Федеральный закон N 54-ФЗ в обязательном порядке требует применения контрольно-кассовой техники лишь в городах, районных центрах, поселках городского типа, в отношении остальных населенных пунктов предоставляет органам государственной власти субъекта РФ право утвердить перечень отдаленных или труднодоступных местностей, где наличные денежные расчеты могут осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, при этом не приводит на федеральном уровне понятия "отдаленная и труднодоступная местность".
Таким образом, в населенных пунктах, вошедших в утвержденные на региональном уровне перечни отдаленных или труднодоступных местностей, прием платы бюджетными образовательными учреждениями за оказываемые услуги (включая питание учащихся, студентов) может оформляться приходными кассовыми ордерами установленной формы (для бюджетных образовательных учреждений - форма 0310001).
Еще одна возможность неиспользования ККТ предоставлена ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ учреждениям, оказывающим услуги населению, при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. В этом случае порядок оказания услуг, утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
Хотя в Инструкции N 25н приходный кассовый ордер и называется бланком строгой отчетности, его форма не поименована в Письме Минфина РФ от 20.04.1995 N 16-00-30-33 "Об утверждении документов строгой отчетности" в качестве бланка строгой отчетности, который приравнивается к кассовому чеку при ведении денежных расчетов с населением (покупателем, клиентом, индивидуальным предпринимателем), поэтому он не может являться основанием для получения наличных денег без применения кассового аппарата. А вот форма 10 "Квитанция" (код по ОКУД 0504510), утвержденная Инструкцией N 25н, может.
Минфин Письмом от 20.04.2007 N 02-14-10а/951 уведомил, что действие бланка строгой отчетности формы 10 "Квитанция", которым оформляется прием в кассу бюджетного учреждения платежей от физических лиц за оказанные платные дополнительные образовательные услуги, прекращается с 1 сентября 2007 года. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2007 N 542 "О внесении изменения в пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" срок действия бланка формы 10 "Квитанция" был продлен до 1 июня 2008 года. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", могут применяться до 1 декабря 2008 года.
С приемом оплаты платных услуг от заказчиков - юридических лиц у образовательных учреждений обычно не возникает проблем. Прием оплаты возможен как по безналичному расчету, так и через кассу учреждения по приходным кассовым ордерам унифицированной формы в пределах установленного лимита расчетов наличными между юридическими лицами (100 000 руб.).
Бухгалтерский учет
Инструкцией N 25н для учета расчетов по начислению и поступлению доходов от оказания платных услуг в бюджетных образовательных учреждениях предусмотрен счет 205 03 000 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".
Начисление доходов от предоставляемых платных услуг производится в соответствии с актами оказания услуг, подтверждающими факт предоставления платной дополнительной услуги образовательным учреждением.
Многие образовательные учреждения заключают долгосрочные договоры на оказание образовательных услуг (со сроком обучения несколько месяцев или лет). В этом случае возможно поэтапное закрытие оказанных услуг (ежемесячно, ежеквартально, по семестрам и так далее) с соответствующим отражением такого порядка в заключаемых учреждением договорах и учетной политике.
Начисленные доходы, расходуемые затем в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, учитываются в составе средств, полученных от деятельности, приносящей доход.
Начисление доходов от платных услуг, оказываемых образовательным учреждением, оформляется следующей проводкой:
- Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
- Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
Поступление доходов от платных услуг, оказываемых образовательным учреждением, оформляется различными проводками в зависимости от способа оплаты - наличным или безналичным путем.
При безналичной оплате поступление средств сопровождается проводкой:
- Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"
- Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
При оплате платных услуг наличными в кассу образовательного учреждения производится запись:
- Дебет счета 2 201 04 510 "Поступления в кассу"
- Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
Взнос наличных денег на лицевые счета в ОФК отражается в учете следующим образом:
- Дебет счета 2 210 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"
- Кредит счета 2 201 04 610 "Выбытия из кассы"
Их последующее зачисление на лицевой счет образовательного учреждения оформляется проводкой:
- Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"
- Кредит счета 2 210 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"
Возврат излишне начисленных сумм оплаты может быть произведен родителям (законным представителям) на основании их письменных заявлений и распоряжения руководителя учреждения, если ребенок по уважительным причинам не имел возможности получить платные дополнительные услуги (например, по болезни). Заявление и распоряжение руководителя образовательного учреждения сдаются в бухгалтерию для оформления возврата начисленных сумм оплаты платных дополнительных услуг. Возврат может быть произведен через кассу, путем перечисления на счет в банке или почтовым переводом. При этом оформляются следующие бухгалтерские записи:
- Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
- Кредит счетов 2 201 04 610 "Выбытия из кассы" и 2 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения на банковские счета" (если возврат средств осуществляется путем перечисления).
Следующая проводка делается методом "красное сторно":
- Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
- Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
Расходы, произведенные в соответствии со сметами доходов и расходов за счет средств от деятельности, приносящей доход, в течение года, отражаются на счете 2 106 04 340 "Увеличение стоимости готовой продукции (работ, услуг)". Учет фактических расходов осуществляется по КОСГУ в Многографной карточке (ф. 0511807).
Фактические расходы списываются на счет финансовых результатов ежемесячно по дате признания доходов и расходов следующей проводкой:
- Дебет счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
- Кредит счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
А. Вифлеемский,
д.э.н.,
директор Нижегородского центра экономики образования
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"