Новая система оплаты труда
Правительство РФ Постановлением N 583*(1) утвердило новое Положение об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - Положение). Согласно этому постановлению уже с 1 декабря 2008 года все бюджетники должны быть переведены на новую систему оплаты труда, а Постановление Правительства РФ N 605*(2) утрачивает силу с этой же даты. Рассмотрим подробнее положения нового документа.
Общие положения
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 583 введение новых систем оплаты труда для работников осуществляется:
- федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений;
- руководителями учреждений - главными распорядителями средств федерального бюджета - в отношении работников этих учреждений.
Иными словами, каждое ведомство должно разработать примерное положение об оплате труда для своих подведомственных учреждений. В свою очередь, все учреждения должны утвердить собственное положение об оплате труда.
Из положений Постановления Правительства РФ следует, что система оплаты труда будет включать в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Перечисленные составляющие устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
При установлении системы оплаты труда работников учитываются (п. 2 Положения):
а) единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
б) единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37;
в) государственные гарантии по оплате труда, предусмотренные ст. 130 ТК РФ;
г) перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ N 822*(3). Данный перечень содержит следующие виды компенсационного характера:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;
д) перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ N 818*(4). В данный перечень входят выплаты:
- за интенсивность и высокие результаты работы;
- за качество выполняемых работ;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы;
е) примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденные федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета. При составлении таких положений следует руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ N 425н*(5);
*
Минимальные размеры окладов (ставок) работников должны быть не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки. При этом необходимо учитывать Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающий минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года, равный 4 330 руб. (п. 7.1 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 425н).
*
ж) рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
з) мнения представительного органа работников (профсоюза).
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3 Положения).
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 4 Положения).
Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 6 Положения).
Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, составляет до 5 размеров средней заработной платы работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение (п. 7 Положения).
Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития.
Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 N 167н.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 8 Положения).
Федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера (п. 9 Положения).
Руководителям учреждений - главным распорядителям средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ.
Указанные главные распорядители вправе централизовать до 5% лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений.
Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решению указанного органа и в соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития.
Согласно п. 10 Положения штатное расписание учреждения утверждается руководителем и включает в себя все должности сотрудников (профессии рабочих) данного учреждения.
Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение, помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 11 Положения).
Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ N 424н*(6) о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора в связи с введением новых систем оплаты труда в учреждении работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Рекомендуется оформить трудовые отношения или дополнительные соглашения к ним не позднее 1 декабря 2008 года.
Трудовой договор или дополнительное соглашение к нему заключаются в письменной форме, составляются в двух экземплярах и подписываются обеими сторонами.
Примерная форма трудового договора и дополнительного соглашения к нему приведены в приложениях 1 и 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 424н.
Оплата труда работников учреждений физической культуры и спорта
В настоящее время Приказом Минздравсоцразвитие РФ от 12.05.2008 N 225н утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников физической культуры и спорта. Перечислим их.
Профессиональная квалификационная группа должностей работников
физической культуры и спорта первого уровня
Квалификационные уровни | Должности, отнесенные к квалификационным уровням |
1 квалификационный уровень | Дежурный по спортивному залу; механик по техническим видам спорта; техник по эксплуатации и ремонту спортивной техники |
2 квалификационный уровень | Спортивный судья; спортсмен |
Профессиональная квалификационная группа должностей работников
физической культуры и спорта второго уровня
Квалификационные уровни | Должности, отнесенные к квалификационным уровням |
1 квалификационный уровень | Инструктор по спорту; инструктор по физической культуре; спортсмен-ин- структор; тренер-администратор; тренер-массажист; тренер-механик; тренер-оператор видеозаписи |
2 квалификационный уровень | Инструктор-методист по адаптивной физической культуре; инструктор-мето- дист физкультурно-спортивных организаций; тренер; тренер-ветеринар; тренер-преподаватель по спорту; хореограф |
3 квалификационный уровень | Старшие: инструктор-методист по адаптивной физической культуре, инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций, тренер-препо- даватель по спорту |
Профессиональная квалификационная группа должностей работников
физической культуры и спорта третьего уровня
Квалификационные уровни | Должности, отнесенные к квалификационным уровням |
1 квалификационный уровень | Специалист по подготовке сборных команд; тренер-врач; тренер-инженер; тренер сборной команды |
2 квалификационный уровень | Старший тренер сборной команды |
Профессиональная квалификационная группа должностей работников
физической культуры и спорта четвертого уровня
Квалификационные уровни | Должности, отнесенные к квалификационным уровням |
Главный тренер сборной команды; государственный тренер; начальник сборной команды |
О. Заболонкова,
редактор журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(2) Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(3) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях".
*(4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях".
*(5) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений".
*(6) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 424н "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"