Комментарий к Федеральному закону от 24.06.2008 N 91-ФЗ
"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона
"О минимальном размере оплаты труда"
1. Общие положения
С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет составлять 4330 руб. Это установлено Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 91-ФЗ), который внес изменение в Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 82-ФЗ).
Поправка, вносимая в Закон N 82-ФЗ, позволит повысить заработную плату работающего населения, ввиду того что с 1 января 2009 года работодатели не смогут начислять за полностью отработанный месяц меньше чем 4330 руб. на всей территории Российской Федерации. Выплата работникам заработной платы ниже МРОТ может повлечь административную ответственность:
- для руководителя организации - штраф от 1000 руб. до 5000 руб.;
- для индивидуального предпринимателя - штраф от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для организации - штраф от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Кроме того, на данный момент фактически устранено законодательное противоречие, существовавшее с 2002 года [с даты вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ)], связанное с несоответствием положения ст. 133 ТК РФ, провозглашающей, что МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, и реальными показателями МРОТ, которые устанавливаются федеральными законами одновременно на всей территории Российской Федерации и до сих пор никогда не достигали прожиточного минимума трудоспособного населения (см. табл. 1).
Таблица 1
МРОТ и прожиточный минимум трудоспособного населения
Период действия | МРОТ, руб | Основание | Средний пока- затель прожи- точного мини- мума за пери- од, руб.* |
Основание | Степень соот- ветствия МРОТ показателю прожиточного минимума |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
с 1 июля 2001 г. по 30 апреля 2002 г. |
300 | Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ |
1913 | постановления Правительства РФ от 25.05.2002 N 344, от 24.08.2002 N 627, от 01.11.2002 N 793, от 06.02.2003 N 62, от 12.05.2003 N 276, от 09.08.2003 N 483, от 05.11.2003 N 672, от 12.02.2004 N 74, от 03.09.2004 N 456, от 26.11.2004 N 689, от 02.03.2005 N 105, от 04.12.2007 N 841, от 05.02.2008 N 47, от 06.05.2008 N 347, |
15,68% |
С 1 мая 2002 г. по 30 сентября 2003 г. |
450 | Федеральный закон от 29.04.2002 N 42-ФЗ |
2147 | 20,95% | |
С 1 октября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. |
600 | Федеральный закон от 01.10.2003 N 127-ФЗ |
2550 | 23,53% | |
С 1 января 2005 г по 30 августа 2005 г. |
720 | Федеральный закон от 29.12.2004 N 198-ФЗ |
3239 | 22,23% | |
1 сентября 2005 г. по 30 апреля 2006 г. |
800 | 3487 | 22,94% | ||
С 1 мая 2006 г по 30 августа 2007 г |
1100 | 3908 | 28,15% | ||
С 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. |
2300 | Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ |
Показатели еще не опре- делены |
Показатель еще не опре- делен |
|
* Показатели определены как среднее арифметическое ежеквартальных официально установленных Правительством РФ данных о прожиточном минимуме за период действия каждого конкретного значения МРОТ. |
На момент принятия Закона N 91-ФЗ соответствие между прожиточным минимумом трудоспособного населения и МРОТ было формально достигнуто:
4330 руб. (прожиточный минимум на IV квартал 2007 года*(1)) = 4330 руб. (МРОТ с 1 января 2009 года).
Сохранится ли этот баланс до начала следующего года - покажет время. Как бы то ни было, Правительство РФ обещает увеличить МРОТ до уровня прожиточного минимума.
2. Больничные и "декретные"
Увеличение МРОТ прежде всего автоматически влечет повышение размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, которые возмещаются Фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) в размере минимального заработка. К этой категории лиц относятся работники, имеющие страховой стаж менее 6 месяцев, которым исчисленное пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ с учетом этих коэффициентов. Если исчисленное пособие за полный календарный месяц превышает МРОТ, дневное пособие рассчитывается путем деления МРОТ на число календарных дней в месяце наступления временной нетрудоспособности, а размер пособия, подлежащего выплате, - путем умножения дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности [п. 6 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", п. 20 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375)].
Пример 1. Расчет пособия по временной нетрудоспособности, когда страховой стаж работника составляет менее 6 месяцев.
Работник, окончивший учебное заведение, был впервые принят на работу с 22 сентября 2008 года. Ему был установлен должностной оклад в размере 20 000 руб. С 12 по 21 января 2009 года работник болел.
Определим размер пособия по временной нетрудоспособности, которое работнику должно быть выплачено.
Поскольку страховой стаж работника составляет меньше шести месяцев, расчет размера пособия по временной нетрудоспособности будет производиться исходя из МРОТ, который с 1 января 2009 года составляет 4330 руб. (ст. 1 Закона N 91-ФЗ). Однако прежде чем применить этот способ, рассчитаем средний месячный заработок работника на основе установленного ему оклада и реально проработанного им времени. Для этого сначала определим средний дневной заработок работника с использованием данных, приведенных в табл. 2.
Таблица 2
Месяц | Количество учи- тываемых дней |
Сумма начисленных выплат и вознаграждений, руб. |
Сентябрь 2008 г. | 9 дн. | 6 000 (20 000 : 30 дн. х 9 дн.) |
Октябрь 2008 г. | 31 дн. | 20 000 |
Ноябрь 2008 г. | 30 дн. | 20 000 |
Декабрь 2008 г. | 31 дн. | 20 000 |
Итого | 101 дн. | 66 000 |
Средний дневной заработок работника за отработанный им период составил 653,47 руб. (66 000 руб. : 101 дн.).
Средний месячный заработок работника будет равен в январе 2009 года 20 257,57 руб. (653,47 руб. х 31 дн.).
Сравним этот заработок с МРОТ:
20 257,57 руб. > 4330 руб.
Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности должно рассчитываться исходя из МРОТ. Учитывая, что период временной нетрудоспособности работника составил 10 дней, сумма причитающегося ему пособия составит 1396,77 руб. (4330 руб. : 31 дн. х 10 дн.).
При этом работнику будет выплачено:
- за счет средств работодателя - 279,35 руб. (1396,77 руб. : 10 дн. х 2 дн.);
- за счет средств ФСС РФ - 1117,42 руб. (1396,77 руб. : 10 дн. х 8 дн.).
Тот же принцип будет применяться и при расчете пособия по беременности и родам, если женщина имеет страховой стаж меньше 6 месяцев.
3. Послабление организациям, применяющим
специальные налоговые режимы
Работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, то есть уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог или применяющие упрощенную систему налогообложения, могут производить своим работникам выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ только в случае, если они добровольно уплачивают в ФСС РФ взносы на их социальное страхование по тарифу в размере 3,0% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующей категории плательщиков. В противном случае размер пособия по временной нетрудоспособности, компенсируемого ФСС РФ, не может превышать 1 МРОТ (ст. 2, 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"). Другую часть пособия (большую) такие работодатели должны уплачивать за счет собственных средств, и это при том, что общая сумма пособия исчисляется и выплачивается по общим правилам. В этой связи увеличение МРОТ приведет к уменьшению той части пособия по временной нетрудоспособности, которую такие работодатели должны уплачивать своим работникам из своих денежных средств.
Рассмотрим это на примере.
Пример 2. Расчет пособия по временной нетрудоспособности работнице организации, применяющей специальный налоговый режим.
Работница работает на предприятии, применяющем упрощенную систему налогообложения. Ее месячный оклад составляет 17 000 руб., общий страховой стаж - 6 лет. С 14 по 23 января 2009 года работница болела, что было подтверждено листком нетрудоспособности. В расчетном периоде со 2 по 29 августа 2008 года работница находилась в ежегодном очередном оплачиваемом отпуске.
Рассчитаем пособие по временной нетрудоспособности, которое должно быть выплачено работнице. Для этого определим количество календарных дней, учитываемых в расчетном периоде, и общую сумму выплат, начисленных ей за это время (см. табл. 3).
Таблица 3
Месяц | Количество учитываемых дней | Сумма начисленных выплат и вознаграждений, руб. |
Январь 2008 г. | 31 | 17 000 |
Февраль 2008 г. | 28 | 17 000 |
Март 2008 г. | 31 | 17 000 |
Апрель 2008 г. | 30 | 17 000 |
Май 2008 г. | 31 | 17 000 |
Июнь 2008 г. | 30 | 17 000 |
Июль 2008 г. | 31 | 17 000 |
Август 2008 г. | 3* | 2 318** |
Сентябрь 2008 г. | 30 | 17 000 |
Октябрь 2008 г. | 31 | 17 000 |
Ноябрь 2008 г. | 30 | 17 000 |
Декабрь 2008 г. | 31 | 17 000 |
Итого: | 337 | 189 318 |
* В остальные дни августа 2008 года работница находилась в ежегодном очередном оплачиваемом отпуске. ** Сумма взята условно в приближенном значении. |
Средний дневной заработок работницы, с учетом того что ее шестилетний страховой стаж допускает выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 80%, составил 449,42 руб. (189 318 руб. : 337 дн. х 80%).
Максимальная сумма месячного пособия по временной нетрудоспособности, установленная Федеральным законом от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", составляет 17 250 руб.
Учитывая, что в январе 2009 года 31 день и что при определении среднего дневного заработка для исчисления пособия учитываются праздничные нерабочие дни (п. 18 Положения N 375), максимальная сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности составит 556,45 руб. (17 250 руб. : 31 дн.).
Поскольку 449,42 руб. < 556,45 руб., пособие для работницы будет рассчитываться на основе ее среднего заработка.
Таким образом, за 10 календарных дней временной нетрудоспособности работнице будет начислено 4494,20 руб. (449,42 руб. х 10 дн.).
Учитывая, что работодателям, применяющим специальные налоговые режимы, ФСС РФ компенсирует не больше 1 МРОТ за полный календарный месяц (ст. 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ), работнице будет выплачено:
- за счет средств ФСС РФ - 1396,77 руб. (4330 руб. : 31 дн. х 10 дн.);
- за счет средств работодателя - 3097,43 руб. (4494,20 руб. - 1396,77 руб.).
Если бы аналогичные выплаты пособия по временной нетрудоспособности работнице организации, применяющей упрощенную систему налогообложения и не уплачивающей в добровольном порядке взносы в ФСС РФ, производились в 2008 году в период действия МРОТ в размере 2300 руб., расклад был бы другим. Этой работнице было бы выплачено:
- за счет средств ФСС РФ - 741,94 руб. (2300 руб. : 31 дн. х 10 дн.);
- за счет средств работодателя - 3752,26 руб. (4494,20 руб. - 741,94 руб.).
Таким образом, повышение МРОТ уменьшает нагрузку на работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, при оплате ими листков нетрудоспособности своих работников.
4. Стоимость страхового года
МРОТ влияет и на такую величину, как стоимость страхового года, которая применяется при возмещении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) из средств федерального бюджета в так называемые нестраховые периоды, когда работодатель не имеет обязанности уплачивать взносы за своих работников. Эта мера связана с зачетом этих периодов в страховой стаж. В частности, речь идет о периоде ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и периоде прохождения военной службы по призыву, которые зачитываются как страховые на основании подпунктов 1 и 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Отчисления из бюджета в ПФР производятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву", согласно п. 2 ст. 1 которого стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством РФ. Средства на эти цели выделяются в минимальном размере и рассчитываются исходя из нестрахового периода конкретного застрахованного, действующего МРОТ и ставки страховых взносов в ПФР, которая в общем случае равна 14% (подпункт 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Стоимость страхового года утверждена:
- на 2008 год - в размере 3864 руб. [2300 руб. (МРОТ) х 12 мес. х 14%] (постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 246 "О стоимости страхового года на 2008 год");
- на 2007 год - в размере 1848 руб. [1100 руб. (МРОТ) х 12 мес. х 14%] (постановление Правительства РФ от 12.03.2007 N 156 "О стоимости страхового года на 2007 год").
В 2009 году стоимость страхового года должна составить 7274,4 руб. [4330 руб. (МРОТ) х 12 мес. х 14%].
5. Региональные МРОТ
Новая повышенная сумма МРОТ повлияет прежде всего на оплату труда и определение размеров пособий по временной нетрудоспособности. Заметим, что начиная с 1 сентября 2007 года - момента вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" - регионы получили право вводить собственный МРОТ, действующий только в конкретном субъекте Российской Федерации, при условии что он не будет ниже федерального (абзац четвертый ст. 133.1 ТК РФ). Согласно ст. 133.1 ТК РФ, которая введена Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ, региональный МРОТ вводится трехсторонним соглашением, заключаемым между правительством субъекта Российской Федерации, объединением профсоюзов и объединением работодателей, и не распространяется на бюджетную сферу (абзац второй ст. 133.1 ТК РФ), что вполне логично, так как таким регионам пришлось бы за счет собственных средств повышать заработную плату бюджетникам, что, конечно, им невыгодно.
На сегодняшний день многие субъекты Российской Федерации установили собственный МРОТ.
На самом высоком уровне он находится в г. Москве: с 1 мая 2008 года он равен 6800 руб. (для бюджетных учреждений - 4180 руб.), с 1 сентября 2008 года - 7500 руб. (для бюджетных учреждений - 5020 руб.) (Московское трехстороннее соглашение от 11.12.2007). На высоком уровне МРОТ установлен также в ряде других субъектов Российской Федерации: Московская область - 6000 руб. (с 1 мая 2008 года), Новосибирская область - 4400 руб., г. Санкт-Петербург - 3986 руб., Тульская область - 3707 руб., Рязанская область - 3230 руб. и т.д. Работодатели данных регионов не имеют права выплачивать своим работникам меньше этих сумм за полностью отработанный месяц.
Однако в некоторых областях уровень заработной платы был настолько низок, что 11 регионам пришлось увеличить первый разряд единой тарифной сетки *(2), - иначе даже с учетом надбавок заработная плата самых низкооплачиваемых бюджетников оказывалась бы ниже федерального МРОТ.
6. МРОТ при расчете уставного капитала, штрафов и пошлин
До сих пор мы описывали ситуацию с МРОТ, который установлен ст. 1 Закона N 82-ФЗ и используется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Что же касается МРОТ, применяемого для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, в том числе при расчете уставного капитала, то он установлен ст. 5 Закона N 82-ФЗ в размере 100 руб. и до настоящего времени не изменился.
И.Н. Мартынова
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Показатель согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2008 N 347 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2007 г.".
*(2) Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений установлены в приложении к постановлению Правительства РФ от 29.04.2006 N 256. За базовую сумму взята тарифная ставка (оклад) первого разряда в размере 1221 руб. (1100 руб. х 1,11). Посредством умножения этой тарифной ставки (оклада) на соответствующий коэффициент определяются размеры заработной платы для всех остальных разрядов с 1-го по 18-й.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1