Комментарий к Федеральному закону от 14.07.2008 N 118-ФЗ
"О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(1)
1. Общие положения
Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим отношения по использованию и охране водных объектов, является Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ВК РФ), который вступил в силу с 1 января 2007 года и неоднократно после этого корректировался. Последние изменения, внесенные в него Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ), направлены на совершенствование водного законодательства и приведение в соответствие с ним норм других законодательных актов.
Законом N 118-ФЗ в ВК РФ внесены более 20 поправок. Сразу отметим, что это далеко не последний пакет поправок. "В нашем понимании можно было бы написать идеальный Водный кодекс, но, возможно, нас где-то не услышали. Не сомневаюсь, что в будущем поправки еще будут, и их будет много", - сказал руководитель Росводресурсов*(2).
Прежде чем приступить к предметному анализу вышеуказанных поправок, сначала укажем на основные произошедшие структурные изменения ВК РФ.
Законом N 118-ФЗ изменена редакция многих статей ВК РФ, но дополнительно введена только ст. 7.1 "Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов".
Из других крупных изменений, внесенных в ВК РФ, отметим следующие.
В перечень оснований для принудительного прекращения права пользования водным объектом включены основания, установленные законодательством о концессионных соглашениях.
Установлены дополнительные случаи, когда для использования водного объекта не требуются договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование.
Уточнен порядок строительства жилищ, объектов промышленности и сельскохозяйственного назначения в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Из юрисдикции субъектов Российской Федерации выведен ряд крупных водоемов с целью передачи функций управления ими с регионального на федеральный уровень, что должно благоприятно повлиять на состояние вышеуказанных водных объектов, поскольку повышенный статус предполагает более тщательную их охрану.
Терминология некоторых федеральных законов приведена в соответствие с ВК РФ, в частности, понятия "вода" и "водоем" заменены термином "водный объект" и т.д.
Кроме того, в Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) включены ст. 6.1-6.4, что продиктовано необходимостью определения временного порядка по изъятию водных ресурсов, сбросу сточных вод, нормированию содержащихся в сбросах веществ и микроорганизмов и по ряду других вопросов в связи с отсутствием в настоящее время отдельных нормативных правовых актов, регулирующих указанные сферы деятельности.
Рассмотрим эти и другие изменения ВК РФ более подробно.
2. О порядке осуществления водохозяйственных мероприятий
и уточнения полномочий местных органов
Статьей 7.1 ВК РФ, введенной в настоящий Кодекс Законом N 118-ФЗ, предусмотрено, что водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ст. 24-27 ВК РФ, или лицами, использующими водные объекты в соответствии с данным Кодексом.
Напомним читателям журнала, что согласно ст. 29 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав собственности муниципалитетов входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в их собственности. Что касается водных объектов, то в данном случае речь идет о прудах и обводненных карьерах, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответствующему муниципальному образованию. Об этом прямо сказано в ст. 8 ВК РФ.
В свою очередь, ст. 27 ВК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
- владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
- осуществление мер по охране таких водных объектов;
- установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Кроме осуществления полномочий собственника, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов устанавливают в области водных отношений правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд, а органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов предоставляют гражданам информацию об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.
Говоря о полномочиях местных органов, обращаем внимание читателей журнала на то, что ст. 2 Закона N 118-ФЗ внесены поправки в Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон N 1550-1).
Анализируя изъятия из ст. 55, 57, 60, 66, 68 и 71 Закона N 1550-1, можно сделать вывод, что практически все сделанные изменения сокращают полномочия местных органов в части осуществления ими контроля за использованием водных объектов.
Так, полномочия районной администрации исключены:
- из ст. 55 Закона N 1550-1 - в части установления зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм;
- из ст. 57 Закона N 1550-1 - в части ограничения или запрещения использования питьевой воды в промышленных целях;
- из ст. 60 Закона N 1550-1 - в части осуществления управления и контроля в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира на территории района и в части предоставления в пользование водных ресурсов районного значения, а также по разрешению в пределах своей компетенции споров о водопользовании.
После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 66 Закона N 1550-1, городской Совет не вправе устанавливать зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм.
В свою очередь, городская администрация не имеет права:
- ограничивать или запрещать использование питьевой воды в промышленных целях (см. ст. 68 Закона N 1550-1 в новой редакции);
- осуществлять на территории города управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира (см. ст. 69 Закона N 1550-1 в новой редакции).
Возвращаясь к теме мероприятий по охране водных объектов, напомним читателям журнала, что данные мероприятия обязаны также осуществлять физические и юридические лица при использовании водных объектов (ст. 55 ВК РФ).
Чистота воды в реках во многом зависит от людей, которые живут на их берегах или приезжают сюда отдыхать. Они должны помнить об ответственности перед природой и обществом.
Но и местным органам власти необходимо с должным вниманием относиться к выдаче разрешений на различные постройки по берегам водных объектов.
Местным органам надлежит обратить внимание и на пруды. Но проблема состоит в том, что муниципалитеты не склонны заниматься такими небольшими водоемами ввиду следующих причин. Во-первых, на содержание этих объектов не предполагается выделение средств. Во-вторых, пруды в основном маленькие, и право собственности на них зависит от того, кому принадлежит земля. Если земля, на которой находится пруд, муниципальная, то и пруд должен быть муниципальным. Но автоматически право муниципальной собственности на пруд не переходит, потому что он является имущественным комплексом. И глава муниципалитета может решить, что ему этот имущественный комплекс не нужен, так как после взятия на баланс пруд должен быть очищен, должен быть произведен определенный водосброс и т.д. При этом если во время вышеуказанных работ что-нибудь произойдет, то отвечать придется муниципалитету, а этого не хочется никому.
В целом решение проблемы очистки воды становится все более актуальной задачей. Более того, она усложняется тем, что соответствующие инженерные сооружения порядком изношены и перестали удовлетворять требованиям сегодняшнего дня. Созданная несколько десятилетий назад система водоочистки не была рассчитана на современные объемы и состояние очищаемой субстанции. А тот факт, что необходимые действия по поддержанию существующей системы водного хозяйства в функционирующем состоянии не производятся или осуществляются в недостаточном объеме, приводит к тому, что многие элементы водохозяйственного комплекса становятся небезопасными для населения. В Российской Федерации приблизительно 50% разводящей водопроводной сети пребывает в аварийном или близком к тому состоянии в основном из-за коррозии и органических и химических отложений, насыщающих воду нежелательными, а подчас и вредными элементами. Порой из-за коррозии появляются бреши в трубопроводах. Если такой трубопровод подземный, через отверстия будет поступать грязь. Все это приводит к тому, что вода на выходе, пусть даже при оптимальной очистке, не соответствует стандартам питьевой воды.
Но нельзя всю ответственность перекладывать только на местные власти. Без федерального финансирования экономическое неравенство, в частности в сфере обновления коммуникаций для питьевой воды, не преодолеть.
Введенной в ВК РФ ст. 7.1 также предусмотрено, что размещение заказов на выполнение водохозяйственных мероприятий для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В связи с этим напомним читателям журнала, что Закон N 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения вышеупомянутых заказов в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования на эти мероприятия, а также расширения возможностей для участия в них физических и юридических лиц. В конечном счете это способствует развитию добросовестной конкуренции, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере деятельности по размещению заказов.
Под размещением заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними соответствующих государственных или муниципальных контрактов. Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Этим участником может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов [запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах].
3. О монополистической деятельности в сфере водных отношений
Законом N 118-ФЗ уточнена редакция ст. 40 "Защита конкуренции в области использования водных объектов" ВК РФ в целях ее приведения в соответствие с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вступившим в действие уже после принятия настоящего Кодекса.
Ниже для сравнения приводится текст ст. 40 ВК РФ в новой и прежней редакции.
Новая редакция ст. 40 ВК РФ | Прежняя редакция ст. 40 ВК РФ |
1. Запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использо- вания водных объектов. |
1. Запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция водопользователей, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных физических лиц, юридических лиц. |
2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российс- кой Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования водных объектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. |
2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать нормативные правовые акты, ненормативные акты, решения, совершать действия (бездействие), заключать договоры и иные соглашения, осуществлять согласованные действия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции, в том числе путем создания более благоприятных условий для деятельности одних водопользователей, иных физических лиц, юридических лиц по сравнению с другими такими лицами. |
3. Порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации. |
3. Антимонопольный контроль в сфере водных отношений осуществляется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. |
Как видим, новая редакция ст. 40 ВК РФ, так же как и ранее, содержит прямой запрет как на ведение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции водопользователей, так и на принятие различных актов и действий, так или иначе способствующих ограничению конкуренции в сфере водопользования.
Таким образом, внесенные в ст. 40 ВК РФ изменения связаны в основном с уточнением полномочий органа, осуществляющего государственный антимонопольный контроль в области использования водных объектов. Ранее ВК РФ содержал простую отсылку к антимонопольному законодательству. Новая редакция ст. 40 ВК РФ закрепляет за Правительством РФ порядок осуществления соответствующего государственного контроля. В этой связи напомним читателям журнала, что постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере деятельности субъектов естественных монополий. Кроме того, ФАС России осуществляет контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. В частности, п. 5.3.5 Положения о Федеральной антимонопольной службе предусмотрено, что ФАС России устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией*(3).
4. О безопасности гидротехнических сооружений
Статьей 15 Закона N 118-ФЗ внесено несколько изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", в том числе уточнено понятие самих гидротехнических сооружений, к которым в соответствии с новой редакцией ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ относятся:
- плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек;
- сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;
- устройства от размывов на каналах;
- другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Законом N 118-ФЗ также уточнено, что территорией гидротехнического сооружения является земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством. Ранее ею признавалась территория в пределах границ землеотвода, установленных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Таким образом, рассматриваемое определение существенно дополнено за счет регулирования этого вопроса также и водным законодательством.
Следует отметить, что ситуация с состоянием гидротехнических сооружений (ГТС) в настоящее время достаточно сложная. Как, в частности, отметил, генеральный директор ОАО "Гипроречтранс" В.В. Рудометкин, крайне тревожная ситуация складывается с транспортными ГТС - гидроузлами, шлюзами, каналами. Всего только немногим более 30% этих объектов полностью отвечает современным требованиям безопасности. Темпы их ремонта явно отстают от потребности.
Не следует также забывать, что речной транспорт исторически является самым дешевым, экономичным и экологически чистым. Одно судно (сухогруз, рудовоз, лесовоз, контейнеровоз и т.д.) единовременно может доставить грузов в десятки-сотни раз больше, чем железнодорожный состав или колонна грузовиков. Поэтому судоходные ГТС должны обеспечивать возможность бесперебойных грузоперевозок. По мнению В.В. Рудометкина, следует срочно вывести из аварийного состояния ГТС и модернизировать те из них, которые не отвечают современным представлениям с точки зрения правил судоходства и безопасности плавания, а также ликвидировать "узкие" места на внутренних водных путях. Надо активно заниматься реконструкцией старых и строительством новых судостроительно-судоремонтных заводов, техническим перевооружением существующих портов, дноуглублением. Реки Волга и Дон в перспективе могут быть задействованы в системе Международных транспортных коридоров*(4).
В свою очередь, руководитель Росводресурсов тоже подтвердил, что ГТС, которых в Российской Федерации насчитывается 30 тысяч, во многом обветшали, устарели и требуют ремонтов, реконструкции. И такие работы ведутся. В Росводресурсах также отметили, что существует проблема обретения хозяина бесхозных гидротехнических сооружений, и прежде всего потому, что процедура оформления тех же плотин довольна сложная, занимает много времени - от года до двух лет.
Как следует из материалов доклада "О результатах и основных направлениях деятельности Росводресурсов в 2007-2009 годах", в период 2008-2010 годов планируется осуществить реконструкцию и ремонт около 1000 потенциально опасных ГТС, что позволит обеспечить снижение доли аварийных сооружений на 5,8% от общего количества ГТС, поднадзорных Минприроды России (см. диаграмму).
Диаграмма. "Изменение в течение 2005-2010 годов доли потенциально опасных ГТС, находящихся в аварийном состоянии (в процентах от всех потенциально опасных ГТС)"
5. О внесении изменений в Закон N 73-ФЗ
Выше уже отмечалось, что в Закон N 73-ФЗ включены четыре статьи - 6.1-6.4, регулирующие ряд вопросов, возникающих при изъятии водных ресурсов и сбросе сточных вод.
Так, согласно ст. 6.1 Закона N 73-ФЗ до утверждения в соответствии со ст. 33 ВК РФ схем комплексного использования и охраны водных объектов лимиты и квоты по изъятию водных ресурсов и сбросу сточных вод для каждого субъекта Российской Федерации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном Правительством РФ.
Почему же понадобилось вводить данную норму?
Статьей 33 ВК РФ предусмотрено, что схемами комплексного использования и охраны водных объектов (далее - схемы) устанавливаются лимиты и квоты по изъятию водных ресурсов и сбросу сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности. Здесь же указано, что данные схемы разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна вышеуказанным уполномоченным органом.
Затем было принято постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 883, которым были утверждены Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы. В свою очередь, вышеуказанными Правилами предусмотрено, что схемы разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с учетом рекомендаций бассейновых советов и утверждаются Минприроды России при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Как видим, это достаточно сложный и длительный процесс, который затянулся. Так, только к середине 2007 года приказом Минприроды России от 04.07.2007 N 169 были утверждены Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.
В этих условиях понадобился более оперативный механизм решения вопросов с установлением вышеуказанных лимитов и квот в виде принятия соответствующих решений Росводресурсами. Собственно, этот механизм и предусматривается ст. 6.1 Закона N 73-ФЗ.
Статьей 6.2 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что до утверждения в соответствии со ст. 35 ВК РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты нормирование содержащихся в сбросах сточных и дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В связи с этим напомним читателям журнала, что в соответствии со ст. 35 ВК РФ утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. По данному вопросу выпущено постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 881, которым установлено, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатывают Росводресурсы с участием Росрыболовства, Росгидромета и Роспотребнадзора на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (НДВ), которые и утверждают их при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В свою очередь, вышеупомянутые Методические указания были утверждены приказом Минприроды России от 12.12.2007 N 328 и предусматривают достаточно сложный и многоступенчатый процесс разработки данных нормативов.
Например, НДВ должны разрабатываться и утверждаться по водному объекту или его участку в соответствии с гидрографическим и/или водохозяйственным районированием в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, в том числе:
- для обеспечения устойчивого функционирования естественных или сложившихся экологических систем, сохранения биологического разнообразия и предотвращения негативного воздействия в результате хозяйственной и иной деятельности;
- для сохранения или улучшения состояния экологической системы в пределах водных объектов или их участков;
- для сведения к минимуму последствий антропогенных воздействий, создающих риск возникновения необратимых негативных изменений в экологической системе водного объекта;
- для обеспечения устойчивого и безопасного водопользования в процессе социально-экономического развития территории.
НДВ разрабатываются с целью привноса химических, взвешенных, радиоактивных веществ, тепла и микроорганизмов; сброса воды; изъятия водных ресурсов; использования акватории водных объектов для строительства и размещения причалов, стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и других сооружений; изменения водного режима при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых.
Следует также отметить, что в общей массе привноса в водный объект или его часть загрязняющих химических и иных веществ выделяются три составляющие, зависящие от источников загрязнения:
1) природная составляющая (не подлежит регулированию, учитывается при установлении допустимого воздействия по видам водопользования без изъятия водных ресурсов из водных объектов);
2) неуправляемый или слабоуправляемый привнос (неорганизованные площадные диффузные источники загрязнения, управление которыми на современном этапе технически неосуществимо или малоэффективно);
3) управляемый или потенциально управляемый привнос загрязняющих веществ (организованные источники загрязнения и диффузные источники загрязнения, количественные и качественные характеристики которых могут регулироваться посредством технических средств на современном этапе).
При этом расчет НДВ по нормируемым видам воздействия проводится по схеме, состоящей из десяти этапов. Так, на первом этапе на основе гидрографического и водохозяйственного районирования производится выделение водохозяйственных расчетных участков, отличающихся приоритетными видами использования, определенных законодательством (особо охраняемые природные территории, источники питьевого водоснабжения, водные объекты рыбохозяйственного значения, включая рыбоохранные и рыбохозяйственные заповедные зоны). На втором этапе осуществляется сбор данных о водном объекте и его водосборной площади в пределах расчетного участка, видах хозяйственной деятельности, оказывающих влияние на водный объект, определение видов воздействия, подлежащих нормированию и т.д., и только на последнем (десятом) этапе производится расчет НДВ для отдельных видов воздействия в соответствии с принятыми нормативами качества воды водного объекта за характерные временные периоды (год, отдельные сезоны и т.д.).
Учитывая столь масштабный характер работы по данному направлению, нетрудно предположить, что и в этом вопросе принятие необходимых актов имеет достаточно длительный характер, что и привело к необходимости принятия рассматриваемой поправки в Закон N 73-ФЗ, позволяющей более оперативно решать вопрос с нормированием содержащихся в сбросах сточных вод веществ и микроорганизмов.
Статьей 6.3 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что до утверждения в соответствии со ст. 45 ВК РФ правил использования водохранилищ допускается применять разработанные и утвержденные до введения в действие настоящего Кодекса правила эксплуатации водохранилищ.
Напомним читателям журнала, что согласно ст. 45 ВК РФ (до внесения в нее изменений Законом N 118-ФЗ) правила использования водных ресурсов водохранилища и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища утверждаются для каждого водохранилища уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время в силу разных причин этого сделано не было, поэтому и появилась норма, позволяющая применять ранее разработанные правила эксплуатации водохранилищ. По данному вопросу в свое время было принято постановление Правительства РФ от 20.06.1997 N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ", которым, в частности, было предусмотрено следующее.
Правила эксплуатации водохранилищ согласовываются с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, другими заинтересованными государственными органами управления, проходят государственную экологическую экспертизу. На Минприроды России было возложено утверждение и переутверждение при необходимости этих Правил независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности; осуществление технической инвентаризации и паспортизации водохранилищ и гидротехнических сооружений на них.
Согласно ст. 6.4 Закона N 73-ФЗ сброс сточных и дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие ВК РФ, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Необходимость введения вышеуказанной нормы обусловлена следующими обстоятельствами.
В соответствии с п. 1 части 3 ст. 44 ВК РФ запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Частью 2 ст. 43 ВК РФ определено, что на водных объектах, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Границы зон и округов санитарной охраны вокруг водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, фиксируются в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены в 2002 году Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют меры, обеспечивающие защиту источников питьевого водоснабжения, в том числе режим санитарной охраны и границы зон, округов санитарной охраны.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зона санитарной охраны объекта организуется в составе трех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Ширина второго и третьего поясов зон санитарной охраны рассчитывается в соответствии с методиками, разработанными в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.
Согласно действующим СанПиН 2.1.4.1110-02 полный запрет сброса сточных вод действует в границах первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
Что касается второго пояса зоны санитарной охраны, то в соответствии с п. 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 в границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.
На основании п. 1 части 3 ст. 44 ВК РФ запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты, расположенные в зонах и округах санитарной охраны, без разграничения режима в зависимости от пояса зоны санитарной охраны.
Согласно части 1 ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В.В. Петрунин,
государственный советник Российской Федерации II класса
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст официального документа не приводится.
*(2) Хамитов Р.З. // Российская газета. - 2008. - 18 июля (N 4710).
*(3) По данному вопросу см. также приказ ФАС России от 17.01.2007 N 5 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией".
*(4) Рудометкин В.В. Гидротехническое строительство: проблемы и перспективы // Строительная газета. - 2007. - 6 сентября.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1