Отражение в бюджетной отчетности ликвидации и
реорганизации учреждения
Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация учреждения могут быть осуществлены по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК РФ). Рассмотрим порядок проведения указанных процедур и отражения их в бюджетной отчетности реорганизуемого (ликвидируемого) учреждения.
Порядок проведения ликвидационных и реорганизационных мероприятий
Минфин в Письме от 16.06.2003 N 03-01-01/08-176 (далее - Письмо N 03-01-01/08-176) разъяснил порядок проведения реорганизации и ликвидации федерального учреждения. Данный порядок распространяется и на учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления. Рассмотрим его подробнее.
Регистрация и согласование документов по данным мероприятиям осуществляются в соответствии с положениями ГК РФ и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Реорганизация или ликвидация учреждения производится согласно решению учредителя о проведении таких мероприятий.
В решении отражаются:
- основание для его принятия;
- дата, на которую проводится реорганизация или ликвидация учреждения;
- срок проведения реорганизационных или ликвидационных мероприятий;
- создание ликвидационной комиссии с назначением ее председателя;
- создание реорганизационной комиссии с назначением ее председателя;
- источник финансирования расходов, связанных с проведением ликвидации или реорганизации;
- перечень органов или учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (финансовые и нефинансовые) и обязательства реорганизуемого или ликвидируемого учреждения.
Общий порядок
В пункте 3 Письма N 03-01-01/08-176 приведен порядок проведения ликвидационных мероприятий, а в п. 4 того же документа - реорганизационных. Рассмотрим общие положения для данных процедур. И при ликвидации, и при реорганизации учреждения комиссия обязана осуществить публикацию в органах печати о проведении данных действий с учетом требований ст. 63 ГК РФ.
Во время работы комиссии ликвидируемым (реорганизуемым) учреждением представляется бухгалтерская отчетность в сроки и в объеме, которые определены Инструкцией N 72н*(1).
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная (реорганизационная) комиссия представляет учредителю на утверждение промежуточный баланс по ликвидируемому (реорганизуемому) учреждению в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Инструкцией N 72н. Данные этого баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств ликвидируемого (реорганизуемого) учреждения и реестром требований кредиторов.
В отношении незаконченных расчетов с дебиторами и кредиторами учредителем принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.
После завершения всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания ликвидационных (реорганизационных) мероприятий комиссией составляется ликвидационный (передаточный (разделительный)) баланс на установленную учредителем дату ликвидации (реорганизации) в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Инструкцией N 72н.
Порядок и сроки упразднения комиссии определяются правовым актом учредителя. Комиссия не может быть упразднена до окончания проведения ликвидационных (реорганизационных) мероприятий.
Особенности ликвидационных мероприятий
В соответствии с п. 3 Письма N 03-01-01/08-176 до составления ликвидационного баланса комиссия завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей в Росимущество, а также обеспечивает закрытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства и кредитных организациях. При этом остатки неиспользованных бюджетных средств отзываются с лицевого счета ликвидируемого учреждения в ОФК главным распорядителем (распорядителем) на его распорядительный счет или перечисляются на этот счет самим ликвидируемым учреждением со своего счета в кредитной организации.
Все счета по активу и пассиву ликвидационного баланса на дату завершения работы ликвидационной комиссии должны быть равны нулю (п. 3 Письма N 03-01-01/08-176).
Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются учредителю.
Учредитель до конца финансового года отражает в своем консолидированном отчете данные ликвидационного баланса в части активов и обязательств на начало года, а также утвержденные объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенные объемы финансирования, кассовые и фактические расходы текущего финансового года ликвидированного органа или учреждения.
Особенности реорганизационных мероприятий
Согласно п. 4 Письма N 03-01-01/08-176 передаточный (разделительный) баланс и акты приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются учредителю, а также учреждению, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения.
Данные передаточного (разделительного) баланса, объемы лимитов бюджетных обязательств и финансирования, кассовые и фактические расходы отражаются вновь созданными или принимающими учреждениями, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения, на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета. В бухгалтерской отчетности эти сведения следует показывать с начала года.
Передаточные (разделительные) отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам представляются в органы Федерального казначейства, в которых открыты лицевые счета реорганизуемого учреждения и учреждения, которому переданы его функции, права и обязанности.
Главными распорядителями средств федерального бюджета на дату реорганизации учреждения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись и в лимиты бюджетных обязательств в объеме годовых назначений.
Порядок передачи лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов за текущий финансовый год при проведении реорганизационных мероприятий установлен Приказом Минфина РФ N 50н*(2). В частности, п. 4.4 данного приказа определены:
- порядок передачи лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов на текущий финансовый год при проведении мероприятий, связанных с передачей главного распорядителя, и (или) распорядителя, и (или) получателя в ведение другого главного распорядителя (п. 4.4.1);
- порядок передачи доведенных расходными расписаниями лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов за текущий финансовый год при осуществлении главным распорядителем в течение финансового года внутриведомственной реорганизации сети подведомственных учреждений (п. 4.4.2);
- порядок передачи кассовых расходов реорганизуемого получателя (п. 4.4.3);
- порядок передачи лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов, учтенных на лицевом счете распорядителя средств, при переводе распорядителя в другой ОФК на территории одного субъекта РФ (п. 4.4.4);
- порядок проведения главным распорядителем мероприятий, связанных с ликвидацией находящегося в его ведении получателя (п. 4.4.5).
Отчетность при реорганизации и ликвидации учреждения
Особенности составления бюджетной отчетности при реорганизации или ликвидации получателя средств бюджета, а также формы данной отчетности отражены в разд. 6 Инструкции N 72н. Рассмотрим их.
Перед составлением отчетности следует обязательно провести инвентаризацию активов и обязательств в установленном законодательством порядке (п. 279 Инструкции N 72н).
Согласно п. 275 Инструкции N 72н реорганизируемое или ликвидируемое учреждение формирует бюджетную отчетность на дату проведения реорганизации или ликвидации в следующем составе:
- Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
- Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- Пояснительная записка (ф. 0503160).
Главным распорядителем, органом, организующим исполнение бюджета, могут быть установлены дополнительные формы бюджетной отчетности (п. 5, 276 Инструкции N 72н).
Отчеты по формам N 0503127, 0503137, 0503121, входящие в состав бюджетной отчетности при реорганизации (ликвидации) учреждения, формируются на общих основаниях в порядке, установленном Инструкцией N 72н. Следует отметить особенности составления Пояснительной записки (ф. 0503160). В ее текстовой части бюджетное учреждение должно раскрыть сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые в суде. В состав приложений, являющихся частью Пояснительной записки, представляемой учреждениями при реорганизации или ликвидации, входят формы N 0503169 "Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности" и 0503173 "Сведения об изменениях остатков валюты баланса". Эти формы составляются так же, как и при представлении годового отчета.
Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230) формируется на дату реорганизации (ликвидации).
Показатели отражают в разрезе бюджетной, приносящей доход деятельности, средств во временном распоряжении на начало года и дату реорганизации или ликвидации. В группе граф "На начало года" указываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф "На конец отчетного периода" предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года сведений по реорганизации (в случае ее проведения) или иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях. В группе граф "На дату реорганизации (ликвидации)" отражаются сведения о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на дату реорганизации (ликвидации) без учета заключительных оборотов по счетам бюджетного учета, предусмотренных при завершении финансового года. То есть в ликвидационном балансе наглядно представлено формирование финансового результата.
Счета 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов", 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов", 401 01 100 "Доходы учреждения", 401 01 200 "Расходы учреждения", 401 02 100 "Доходы резервного фонда", 401 02 200 "Расходы резервного фонда" закрываются в конце года учреждениями - получателями бюджетных средств, поэтому они не показываются в балансе формы N 0503130, а отражаются в форме N 0503230 как остатки по этим счетам. Это обусловлено тем, что датой реорганизации (ликвидации) учреждения не обязательно должен быть конец года. Органу, принимающему отчетность реорганизуемого (ликвидируемого) учреждения, важно проверить остатки по всем счетам перед их закрытием.
В остальном содержание баланса формы N 0503230 учреждения при ликвидации или реорганизации не отличается от формы N 0503130, составляемой бюджетными учреждениями - получателями средств в соответствии с Инструкцией N 72н.
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (входит в состав Баланса (ф. 0503230)) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных на забалансовых счетах реорганизуемого (ликвидируемого) учреждения, в разрезе бюджетной, приносящей доход деятельности на начало года и дату реорганизации (ликвидации).
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) при реорганизации (ликвидации) составляется учреждением на дату реорганизации (ликвидации). Она формируется на основании консолидируемых расчетов до принятия решения о реорганизации (ликвидации), а также по исполнению решения по расчетам по передаче активов и обязательств. При ее составлении следует руководствоваться п. 23 - 34 Инструкции N 72н.
При заполнении Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) в случае реорганизации (ликвидации) учреждения графы 6-13 разд. 1 не заполняются, так как учреждение не выполняет операции по закрытию счетов на дату реорганизации (ликвидации). Раздел 2 этой справки получателем средств бюджета не формируется.
Согласно разъяснениям Федерального казначейства, изложенным в Письме от 18.12.2007 N 42-7.1-15/2.4-418, к отчету следует приложить акты приемки-передачи активов и обязательств, справки о закрытии счетов в территориальных ОФК и кредитных организациях, справку из налогового органа о снятии с учета.
Утвержденная главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета или органом исполнительной власти отчетность представляется (п. 278 Инструкции N 25н):
- главному распорядителю средств бюджета по новой ведомственной подчиненности в результате реорганизации учреждения;
- органу, организующему исполнение соответствующего бюджета, органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета, в установленном ими порядке.
О. Заболонкова,
редактор журнала "Учреждения физической культуры и
спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 N 72н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
*(2) Приказ Минфина РФ от 10.06.2003 N 50н "Об утверждении Порядка доведения через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"