Приобретение, создание резерва
Материальная выгода при приобретении ценных бумаг
Согласно ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).
К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ).
Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги и другие необходимые требования определяются законом или в установленном им порядке (ст. 144 ГК РФ).
Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность.
Прежде чем рассмотреть порядок налогообложения материальной выгоды при приобретении ценных бумаг, необходимо уточнить, что является доходом.
НК РФ в ст. 41 определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.
При определении налоговой базы согласно ст. 210 НК РФ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг (подпункт 3 п. 1 ст. 212 НК РФ).
При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (п. 4 ст. 212 НК РФ).
Порядок определения рыночной цены ценных бумаг и предельной границы колебаний рыночной цены устанавливается федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг.
Физические лица могут получить в собственность ценные бумаги различными способами, но материальная выгода образуется только при условии, когда ценные бумаги получены безвозмездно либо приобретены по ценам ниже рыночных.
Порядок определения рыночной цены ценных бумаг утвержден Постановлением ФКЦБ России от 24.12.2003 г. N 03-52/пс "Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, допущенных к обращению через организаторов торговли, и установлении предельной границы колебаний рыночной цены".
Эмиссионной ценной бумагой согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) является любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом N 39-ФЗ формы и порядка;
размещается выпусками;
имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
К эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации и опцион эмитента.
К ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, относятся ценные бумаги, допущенные к обращению у организаторов торговли, имеющих лицензию федерального органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (п. 3 ст. 214.1 НК РФ).
Обратите внимание: Постановлением ФКЦБ России N 03-52/пс утвержден порядок определения рыночной цены только для эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке.
Что касается неэмиссионных ценных бумаг (в частности, векселей, чеков, коносаментов, закладных), а также ценных бумаг, которые не обращаются на организованном рынке, то для них законодательством РФ не предусмотрено порядка определения рыночной стоимости.
Отсюда можно сделать вывод, что если физическое лицо приобрело акции, которые не обращаются на организованном рынке ценных бумаг и определить рыночную цену которых невозможно, то и материальной выгоды, облагаемой НДФЛ, при их приобретении не возникает.
Такой же вывод следует из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2008 г. по делу N А05-7340/2007.
Определение рыночной цены эмиссионных ценных бумаг зависит от того, сколько сделок было совершено с данной ценной бумагой через организатора торговли в течение торгового дня и последних 90 торговых дней, ему предшествующих.
Если в течение торгового дня на дату расчета рыночной цены по ценной бумаге (паю) было совершено 10 и более сделок через организатора торговли, то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли (п. 1.1 Порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, допущенных к обращению через организаторов торговли, и установлении предельной границы колебаний рыночной цены, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 24.12.2003 г. N 03-52/пс, далее - Порядок).
В случае совершения на дату расчета рыночной цены по ценной бумаге в течение торгового дня менее 10 сделок через организатора торговли (в том числе в случае отсутствия сделок) рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по последним 10 сделкам, совершенным в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли (п. 1.2 Порядка).
Если по ценной бумаге в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли было совершено менее 10 сделок, то рыночная цена не рассчитывается.
Рыночной ценой признается последняя по времени рыночная цена, рассчитанная организатором торговли, установленная в течение 90 торговых дней (пп. 1.3, 1.4 Порядка).
При расчете рыночной цены учитываются сделки, совершенные на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, по ценным бумагам, включенным в котировальные листы, а также допущенным к обращению через организатора торговли без прохождения процедуры листинга при условии, что суммарный объем совершенных сделок по ценной бумаге (паю паевого инвестиционного фонда) составил не менее 300 000 рублей (п. 1.5 Порядка).
Если по одной и той же ценной бумаге на дату определения рыночной цены рыночная цена рассчитывалась двумя или более организаторами торговли, то лицо, определяющее рыночную цену, вправе самостоятельно выбрать организатора торговли для расчета рыночной цены независимо от того, совершались им сделки через указанного организатора торговли на рынке ценных бумаг или нет (п. 2 Порядка).
Рыночная цена эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, допущенных к обращению через организаторов торговли, при совершении сделок купли-продажи ценных бумаг рассчитывается на дату заключения такой сделки независимо от того, на какую дату осуществляется переход права собственности на указанные ценные бумаги (паи паевых инвестиционных фондов) (п. 3 Порядка).
Предельные границы колебаний рыночной цены для определения финансового результата от реализации (выбытия) эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, допущенных к обращению через организаторов торговли, установлены в размере 20% в сторону повышения или понижения от рыночной цены ценной бумаги (п. 4 вышеуказанного Постановления ФКЦБ России).
Следовательно, при расчете материальной выгоды необходимо исходить из рыночной стоимости бумаг, уменьшенной на 20%. Если фактические расходы налогоплательщика на приобретение ценных бумаг равны или превышают рыночную цену бумаг, уменьшенную на 20%, то материальной выгоды не возникает.
Когда учредитель оплачивает акции вновь создаваемого общества акциями другой организации, стоимость которых признана на основании заключения независимого оценщика выше их номинала, и если стоимость акций, передаваемых налогоплательщиком в качестве оплаты акций вновь создаваемого общества, соответствует рыночной стоимости распределяемых акций, то согласно Письму Минфина России от 23.05.2007 г. N 03-04-06-01/156 разница между стоимостью акций, по которым они вносятся в уставной капитал, и стоимостью, по которой они были приобретены, не рассматривается как доход, подлежащий обложению НДФЛ. Следовательно, налоговой базы по НДФЛ не возникает.
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг определяется как день приобретения ценных бумаг.
В Письме Минфина России от 03.07.2007 г. N 03-04-06-01/206 уточняется, что если физическое лицо приобрело вне организованного рынка ценных бумаг обыкновенные акции по цене ниже рыночной, то дата фактического получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 223 НК РФ определяется как день приобретения ценных бумаг, то есть налоговая база рассчитывается на день перехода права собственности на ценные бумаги.
НК РФ прямо не указал, кто должен начислять, удерживать и платить НДФЛ. Вместе с тем согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить НДФЛ. Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Таким образом, при получении налогоплательщиком доходов в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг организация, являющаяся источником выплаты такого дохода, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.
Следовательно, если помимо дохода в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг организация осуществляет налогоплательщику выплату иных доходов, то из таких выплат должен удерживаться НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. В этом случае исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ (Письмо Минфина России от 28.11.2007 г. N 03-04-06-01/420).
В случае непредставления в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, с него взыскивается штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, а также уклонение от представления таких документов, либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) согласно ст. 122 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).
Если налоговый агент не выполнил обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, то предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).
Формирование резервов под обесценение ценных бумаг
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Законом N 39-ФЗ.
Как указано в Письме Минфина России от 13.04.2006 г. N 03-03-02/84, под эмиссионными ценными бумагами понимаются любые ценные бумаги, которые согласно условиям выпуска удовлетворяют требованиям, предъявляемым к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом N 39-ФЗ.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, определенные главой 2 Закона N 39-ФЗ.
К видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг относятся:
брокерская деятельность.
Согласно ст. 3 Закона N 39-ФЗ брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;
дилерская деятельность.
В соответствии со ст. 4 Закона N 39-ФЗ дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам;
деятельность по управлению ценными бумагами.
Под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления ценными бумагами, переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц (ст. 5 Закона N 39-ФЗ).
Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами утвержден Приказом ФСФР России от 03.04.2007 г. N 07-37/пз-н "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами";
деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг).
Согласно ст. 6 Закона N 39-ФЗ клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг утверждено Постановлением ФКЦБ России от 14.08.2002 г. N 32/пс "Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации";
депозитарная деятельность.
Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги (ст. 7 Закона N 39-ФЗ);
деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
В соответствии со ст. 8 Закона N 39-ФЗ деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг;
деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг (ст. 9 Закона N 39-ФЗ).
С 1 января 2008 г. вступило в силу Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 09.10.2007 г. N 07-102/пз-н.
Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются ст. 299 НК РФ.
Согласно ст. 299 НК РФ к расходам профессиональных участников рынка ценных бумаг, кроме расходов, указанных в ст. 254-269 НК РФ (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ о рынке ценных бумаг), относятся, в частности:
расходы в виде взносов организаторам торговли и иным организациям (в том числе в соответствии с законодательством РФ некоммерческим организациям), имеющим соответствующую лицензию;
расходы на поддержание и обслуживание торговых мест различного режима, возникающие в связи с осуществлением профессиональной деятельности;
расходы на осуществление экспертизы, связанной с подлинностью представляемых документов, в том числе бланков (сертификатов) ценных бумаг;
расходы, связанные с раскрытием информации о деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг;
расходы на создание и доначисление резервов под обесценение ценных бумаг согласно ст. 300 НК РФ;
расходы на участие в собраниях акционеров, проводимых эмитентами ценных бумаг или по их поручению;
другие расходы, непосредственно связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В соответствии со ст. 300 НК РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг признаются осуществляющими дилерскую деятельность, если дилерская деятельность предусмотрена соответствующей лицензией, выданной участнику рынка ценных бумаг в установленном порядке.
Лицензирование видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с Порядком лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 06.03.2007 г. N 07-21/пз-н. При этом согласно п. 1.3 указанного документа лицензия выдается отдельно на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, называется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности определена федеральным законом, на основании которого она создана.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, имеют право относить на расходы в целях налогообложения прибыли отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг, в случае если такие налогоплательщики определяют доходы и расходы по методу начисления. В этом случае суммы восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, отчисления на создание (корректировку) которых ранее были учтены при определении налоговой базы, признаются доходом указанных налогоплательщиков.
Резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва). При этом в целях главы 25 НК РФ в цену также включаются расходы по приобретению ценной бумаги.
Расходы по приобретению ценной бумаги определяются с учетом положений ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок налогообложения прибыли по операциям с ценными бумагами разъяснен в Письме Минфина России от 17.04.2007 г. N 03-03-06/2/71. В нем сказано, что в соответствии со ст. 300 НК РФ покупатель ценной бумаги, приобретаемой по цене выше максимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг, отражает в налоговом учете стоимость приобретения по максимальной цене торгов, поскольку расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше максимальной не соответствуют критериям, экономической обоснованности произведенных расходов и цена приобретения ценных бумаг для целей формирования в налоговом учете резервов под обесценение ценных бумаг принимается с учетом вышеуказанных ограничений.
В Письме Минфина России от 24.11.2006 г. N 03-03-04/2/250 указано, что в соответствии со ст. 300 НК РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе создавать резервы под обесценение ценных бумаг при осуществлении сделок РЕПО.
Резервы создаются (корректируются) в отношении каждого выпуска ценных бумаг, удовлетворяющего вышеуказанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков.
При этом согласно абзацу 5 ст. 300 НК РФ при реализации или ином выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв, отчисления на создание (корректировку) которого ранее были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, сумма резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги.
Следовательно, резерв под обесценение ценных бумаг создается только в том случае, если ценная бумага осталась на балансе (в собственности) налогоплательщика.
Если по окончании отчетного (налогового) периода сумма резерва с учетом рыночных котировок ценных бумаг на конец этого периода оказывается недостаточной, то налогоплательщик увеличивает сумму резерва в установленном порядке, и отчисления на увеличение резерва учитываются в составе расходов в целях налогообложения прибыли.
Если на конец отчетного (налогового) периода сумма ранее созданного резерва с учетом восстановленных сумм превышает расчетную величину, то резерв уменьшается налогоплательщиком (восстанавливается) до расчетной величины с включением в доходы суммы такого восстановления.
Резервы под обесценение ценных бумаг создаются в валюте РФ независимо от валюты номинала ценной бумаги. Для ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, цена приобретения и рыночная котировка пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату создания (корректировки) резерва.
Пример.
В январе 2008 года организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая дилерскую деятельность, приобрела 15 облигаций государственного валютного облигационного займа 1998 года номинальной стоимостью 1 500 долл. США по цене 50% номинала за облигацию.
Организация определяет доходы и расходы по методу начисления.
Предположим, что курс доллара США на дату приобретения составил 25 руб.
Стоимость услуг по приобретению облигаций - 10 000 руб.
Стоимость пакета с учетом услуг по приобретению составит:
(1 500 долл. x 50% x 25 руб./долл. x 15 обл. + 10 000 руб.) = 291 250 руб.
В I квартале сделок с облигациями у организации не было.
Допустим, что на 31 марта 2008 г. рыночная стоимость облигации составила 45% номинала при курсе доллара 25,5 руб.
В таком случае цена приобретения пакета облигаций с учетом услуг по приобретению облигаций будет равна:
(1 500 долл. x 50% x 25,5 руб./долл. x 15 обл. + 10 000 руб.) = 296 875 руб.
Рассчитаем рыночную стоимость пакета облигаций:
1 500 долл. x 45% x 25,5 руб./долл. x 15 обл. = 258 187,50 руб.
Таким образом, рыночная котировка пакета облигаций стала ниже цены их приобретения.
Следовательно, организация сформирует резерв под обеспечение ценных бумаг в размере:
296 875 руб. - 258 187,5 руб. = 38 687,5 руб.
В целях налогообложения прибыли сумма сформированного резерва подлежит включению в состав расходов организации.
В. Семенихин,
руководитель "Экспертбюро Семенихина"
"Аудит и налогообложение", N 11, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720