За и против перевода учреждений в АНКО
К теме перевода бюджетных учреждений в автономные мы неоднократно обращались на страницах нашего журнала. Сегодня мы осветим не менее интересный вопрос, связанный с переводом государственных и муниципальных учреждений в автономные некоммерческие организации. Вопрос непростой, и мы решили рассмотреть некоторые судебные решения, в которых органами власти оспаривался такой перевод. Так может ли государственное или муниципальное учреждение быть реорганизовано в форму автономной некоммерческой организации? Даже положительный ответ таит в себе ряд нюансов, которые предстоит учесть АНКО в своей деятельности.
Несколько слов о преобразовании учреждения в АНКО
Прежде чем обращаться к судебным решениям, напомним читателю, какое лицо может быть преобразовано в АНКО: это некоммерческое партнерство, частное учреждение, ассоциация и союз. В свою очередь, АНКО может быть преобразована только в фонд, это следует из п. 1, 3, 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях*(1). Мы привели положения действующей редакции закона, согласно которой в АНКО может быть преобразовано частное учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).
До вступления в силу изменений, внесенных в Закон о некоммерческих организациях Законом N 175-ФЗ*(2) (до 08.01.2007), в положениях упомянутой ст. 17 (п. 2) речь шла просто об учреждениях. При этом, как и сейчас, для государственных и муниципальных учреждений было установлено, что их преобразование в некоммерческие организации иных форм допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Такой закон так и не был принят, поэтому преобразование учреждений, в том числе муниципальных, было оспорено заинтересованными лицами в судебном порядке, но удалось ли им это сделать?
Удастся ли обжаловать незаконное преобразование учреждения?
Как следует из материалов дела, рассмотренного в Постановлении ФАС УО от 15.01.2008 N Ф09-11088/07-С4, глава муниципального образования издал постановление о реорганизации муниципального учреждения, согласно которому указанное учреждение, занимающееся издательской деятельностью, было реорганизовано в АНКО. Регистрирующим органом было принято решение о государственной регистрации АНКО при его создании путем реорганизации в форме преобразования несмотря на то, что в обязанности регистрирующего органа входит анализ представленных на регистрацию документов на соответствие требованиям федеральных законов.
Как указано выше, преобразование государственных и муниципальных учреждений в АНКО иных форм допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. В связи с тем, что на момент преобразования муниципального учреждения в АНКО такой закон не был принят, судом сделан вывод об отсутствии полномочий у органов местного самоуправления на преобразование муниципальных учреждений в АНКО. Однако заявление администрации городского округа о признании недействительным распоряжения главы муниципального образования судом не было удовлетворено в связи с пропуском без уважительной причины срока подачи заявления о нарушении своих прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Напомним, для признания ненормативного правового акта органов власти недействительным необходимо наличие двух условий: его несоответствие закону и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов. Если какое-либо из условий не выполнено, суд может отказать в признании ненормативного акта недействительным. В рассматриваемом случае так и произошло, первое условие было выполнено, а второе - не нашло подтверждения в представленных материалах судебного разбирательства, поэтому вывод сделан не в пользу истца, оспаривавшего законность преобразования учреждения в АНКО.
Бывает и такое: или Необычная многоходовая комбинация
В Постановлении ФАС ВВО от 26.07.2007 N А31-10063/2005-22 прокурором была успешно оспорена правомерность многоходовой комбинации по созданию АНКО и наделению ее муниципальным имуществом. Как следует из материалов дела, губернатор области принял постановление о преобразовании государственного учреждения в АНКО. Учредителями некоммерческой организации выступили органы власти, что не противоречит ст. 10 Закона о некоммерческих организациях, допускающей такой состав учредителей АНКО.
Следующим распоряжением губернатор сделал имущественный взнос в АНКО в виде передачи в собственность организации объекта недвижимости. После регистрации здания за АНКО представитель власти решил вывести из состава учредителей АНКО лиц управления департамента имущественных отношений.
По мнению прокурора, действия представителей власти нарушают закон, а самое главное нарушение - передача объекта недвижимости в качестве учредительного взноса. Органы государственной власти и местного самоуправления наделены полномочиями в отношении создания государственных и муниципальных учреждений, закрепления за ними имущества на праве оперативного управления. К некоммерческим организациям эти нормы неприменимы, им органы власти могут лишь оказывать поддержку в виде предоставления тех или иных льгот.
Другой аргумент состоит в том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации*(3) (ст. 217 ГК РФ). Вместе с тем его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений (пп. 8 п. 2 ст. 3 Закона о приватизации). Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
На момент принятия оспариваемого постановления федеральный закон, регламентирующий вопросы отчуждения государственного имущества некоммерческим организациям, не принят. Раз так, то имущество, находящееся в муниципальной собственности, не может быть передано на законных основаниях АНКО, поэтому оно должно быть возвращено в муниципальную собственность.
Добавим, Определением ВАС РФ от 16.11.2007 N 14241/07 отказано в пересмотре данного дела в порядке надзора, что говорит о том, что судебная коллегия согласилась с решением арбитражного суда по рассматриваемому вопросу.
По каким тарифам рассчитываться АНКО, преобразованной
из учреждения?
Автономную некоммерческую организацию, которая преобразована из учреждения, в ходе осуществления уставной деятельности ожидают различные "сюрпризы", связанные с ее прошлой организационно-правовой формой. Один из них - расчеты за потребляемую электроэнергию. Как правило, оплата потребленной электрической энергии и мощности производится по тарифам соответствующих групп потребителей.
В деле, рассмотренном в Постановлении ФАС ЗСО от 25.10.2007 N Ф04-7525/2007(39669-А70-28), АНКО по условиям договора вначале оплачивала электроэнергию по тарифу, установленному для населения. Затем энергосбытовая компания уведомила потребителя о необходимости оплачивать полученную по договору энергию по тарифу, установленному в соответствии с решением РЭК для бюджетных потребителей. Согласно разъяснениям РЭК к тарифной группе потребителей "бюджетные потребители" в том числе относятся и АНКО, образованные в результате реорганизации государственных или муниципальных учреждений или созданные администрацией области путем учреждения.
Исходя из этого, судьи сделали вывод: поскольку ответчик является АНКО, образованной в результате реорганизации в форме разделения и преобразования государственного учреждения, он обязан производить оплату потребленной электрической энергии по тарифу, установленному для группы бюджетных потребителей.
С.Н. Зиновьев
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений".
*(3) Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"