Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание
В современной экономической науке термин "прибыль" и его содержание вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории. По мере развития экономической теории комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения от самого простого в качестве дохода от производства и реализации до понятия, характеризующего конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности.
С соответствии с определениями, данными в разное время, прибыль - это разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве (А. Смит, Д. Риккардо, Д. С. Милль); по теории трудовой ценности Маркса - часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона характеризует прибыль как вид дохода от капитала, включающий вознаграждение за труд предпринимателя, страховую премию за риск, процент за пользование и чистый барыш [1] В современном финансово-кредитном словаре прибыль как итоговый показатель работы организации, в котором реализуется главная цель предпринимательской деятельности, выступает в качестве главного критерия эффективности производства. По новому Налоговому кодексу РФ, прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Наиболее общее понятие прибыли как разницы между доходами экономического субъекта хозяйствования и расходами, в том числе и полными издержками производства и реализации, способно объединить многообразные подходы к ее определению: политико-экономический (прибыль для социалистических и капиталистических предприятий), бухгалтерско-финансовый (балансовая, чистая и т.д. прибыль), экономико-математический.
В процессе формирования прибыли используются показатели, которые подвергаются неоднозначному толкованию в экономической литературе, что требует определенного уточнения. Для этого по данным формы N 2 Отчета о прибылях и убытках составим модель построения прибыли (рис. 1) и дадим экономическую характеристику основным ее показателям.
Валовая прибыль - первый показатель в отчете о прибылях и убытках, в определении которого нет единства понимания его экономического содержания. Согласно п. 23 положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н., валовая прибыль - это разность показателей "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" и "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".
Не противоречит действующему положению по бухгалтерскому учету определение валовой прибыли, данное в Современном экономическом словаре, как разницы между выручкой предприятия, предпринимателя от продажи товаров и затратами на их производство.
/------------------------------------\ /------------------------------\
| Доходы | | Расходы |
|------------------------------------| |------------------------------|
|Выручка (нетто) от продажи товаров,| - |Себестоимость проданных това-|
|продукции, работ, услуг (за минусом| |ров, продукции, работ, услуг|
|налога на добавленную стоимость, ак-| |(стр. 020) |
|цизов, экспортных пошлин и других| | |
|аналогичных обязательных платежей| | |
|(стр. 010) | | |
\-----------------------------------------------------------------------|
|Валовая прибыль (брутто-прибыль) (стр. 029) |
\-------------------------------------------------------------------|
- |Коммерческие и управленческие рас-|
|ходы (стр . 030 + стр. 040) |
/---------------------------------------------------------------/
| Прибыль (убыток) от продаж (стр. 050) |
Проценты к получению (стр. 060) | Проценты к уплате (стр. 070) | |
Доходы от участия в других организа- циях (стр. 080) |
||
Прочие операционные доходы (стр. 090) |
Прочие операционные расходы (стр. 100) |
|
Внереализационные доходы (стр. 120) | Внереализационные расходы (стр. 130) |
|Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 140)|
/---------------------------------------------------------------------\
|Отложенный налоговые активы (стр.| |Отложенные налоговые обязатель-|
|141) | |ства (стр. 142) |
|----------------------------------| |--------------------------------|
| | |Текущий налог на прибыль (стр.|
| | |200) |
\----------------------------------/ \--------------------------------/
| Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 200) |
\-------------------------------------------------------/
| Справочно: |
|Базовая прибыль (убыток) на акцию |
|Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
\-------------------------------------------------/
Рис. 1 Схема формирования показателей прибыли
Вместе с тем валовой прибылью обозначают конечную общую или суммарную прибыль отчетного периода. Например, Словарь экономических терминов дает следующее определение: "Валовая прибыль - общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированная в его бухгалтерском балансе; часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов [2].
Валовая прибыль и брутто-прибыль в экономической литературе признаются синонимами. А.Д. Шеремет пишет: "Брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации в отпускных ценах предприятия и затратами, включаемыми в производственную себестоимость" [3].
Более широкое экономическое содержание в понятие брутто-прибыли вкладывает Г.В. Савицкая: "Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов)" [4].
Тем не менее, несмотря на несогласованность в понимании содержания валовой прибыли, для целей учета и анализа этого показателя в первую очередь необходимо руководствоваться действующими нормативными документами, определяющими валовую прибыль как разницу между выручкой и производственной себестоимостью, а именно ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
Прибыль от продаж - следующий показатель, имеет однозначный подход к его экономической трактовке и рассчитывается разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов, характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия. Прибыль до налогообложения - это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее называют еще бухгалтерской, балансовой или общей прибылью, которая определяется также разницей между совокупным доходом и явными издержками [5]. Современный экономический словарь бухгалтерскую прибыль трактует как прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанную по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды [6]. Противником такого подхода в обозначении прибыли до налогообложения и бухгалтерской прибыли как синонимов выступает Энтони Роберт: "Следует отличать ее (бухгалтерскую) от налогооблагаемой прибыли" [7]. Этому есть веские основания, поскольку бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль в соответствии с МСФО (IAS) 12 по своей величине практически никогда не совпадают ввиду того, что бухгалтерский учет, по МСФО, строится в соответствии с методом начисления, а российские правила налогообложения могут предписывать кассовый метод отражения доходов и расходов. Поэтому под бухгалтерской прибылью следует понимать конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Налогооблагаемая прибыль - это величина прибыли (убытка) за период, которая рассчитывается в соответствии с правилами налогообложения для целей определения налога на прибыль, подлежащего к уплате (к возмещению). При этом налогооблагаемая прибыль умножается на ставку налога на прибыль, установленную в соответствии с налоговым законодательством и действующую в отчетном периоде.
Чистая прибыль отчетного года (нетто-прибыль) - это часть балансовой прибыли предприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, вознаграждения социального характера, финансируются производственные программы, формируются фонды и резервы. Рассчитывается чистая прибыль вычитанием из бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) текущего налога на прибыль и, если организация имеет, иных обязательных платежей (например, штрафов, пени по расчетам с бюджетом и др.), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль) [3].
Базовая прибыль (убыток) на акцию - в соответствии с требованиями МСФО 33, в отчете о прибылях и убытках предоставляется информация о прибыли на акцию, которая определяется делением чистой прибыли или убытка за период, причитающейся владельцам обыкновенных акций, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период.
Разводненная прибыль (убыток) на акцию - максимально уменьшенная прибыль на одну акцию в отчетном периоде. Отражает возможную (наихудшую) ситуацию и служит своеобразным предупреждением акционерам на случай распределения прибыли на большее количество обыкновенных акций компании. Это может случиться, к примеру, если отдельные виды ценных бумаг или договора, дающие право собственности на обыкновенные акции, будут конвертированы своими владельцами в обыкновенные акции.
Кроме рассмотренных видов прибыли, закрепленных в форме N 2 отчета о прибылях и убытках, широко используются другие разнообразные показатели, которые характеризуют различные стороны и направления финансово-хозяйственной деятельности, источники формирования, направления расходования, и требуют определенной систематизации используемых терминов. Классификация видов прибыли приведена на рис. 2. Остановимся на характеристике отдельных ее показателей.
По видам хозяйственной деятельности в соответствии с группировкой деятельности, предложенной МСФО, выделяют: а) прибыль от основной деятельности, ее же называют операционной прибылью, полученной от производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Рассчитывается она разницей между чистым объемом продаж и затратами на производство и реализацию продукции; б) прибыль от инвестиционной деятельности образуется от передачи ресурсов в долгосрочные проекты: вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц (корпоративные акции и облигации, государственные обязательства, векселя), процентные облигации государственных и местных займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, а также предоставление займов другим организациям (депозитные вложения); в) прибыль от финансовой деятельности, полученная от размещения средств на краткосрочной основе, может формироваться за счет выданных займов другим юридическим лицам на срок не более 1 года, краткосрочных депозитных вкладов и инвестиций в государственные, муниципальные ценные бумаги, а также ценные бумаги других организаций.
Такая классификация видов прибыли позволяет разграничить долгосрочный, краткосрочный и текущий периоды получения финансовых результатов, что имеет большое значение для управления прибылью.
По составу включаемых элементов кроме показателей, рассмотренных выше, выделяют: а) маржинальную прибыль (маржинальный доход), которая исчисляется разницей между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию или как разность между продажной ценой единицы продукции и удельными переменными расходами. Служит оценкой способности предприятия покрывать постоянные издержки для формирования необходимого размера прибыли от продаж. Маржинальная прибыль лежит в основе разрабатываемых альтернативных управленческих решений; б) общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов. Этот показатель используется при анализе риска в целях управления его негативным воздействием для принятие последующих решений.
/----------------------------------------------------\
| Показатели прибыли |
/-----------------------------------------------------------------------\
|По видам хозяйственной деятельнос-| | По источникам формирования |
|ти | | |
\-------------------------------------\ \-------------------------------|
|прибыль от основной (операционной)| |прибыль от реализации продук-|
|деятельности | |ции, работ, услуг |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|прибыль от инвестиционной деятель-| |прочая операционная и внере-|
|ности | |ализационная прибыль, в том|
| | |числе: |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|прибыль от финансовой деятельности | |прибыль от реализации имуще-|
| | |ства (капитальная, прибыль) |
/-------------------------------------/ /-------------------------------/
|По составу влючаемых элементов | |По величине полученного ре-|
| | |зультата |
\-------------------------------------\ \-------------------------------\
|маржинальная прибыль | |нормальная прибыль |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|прибыль от реализации | |минимальная прибыль |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|общий финансовый результат отчетно-| |сверхприбыль |
|го периода до выплаты процентов и| |-----------------------------|
|налогов | |предельная прибыль |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|прибыль до налогообложения | | |
|-----------------------------------| | |
|чистая прибыль | | |
/-------------------------------------/ /-------------------------------/
|По степени учета инфляционного фак-| |По экономическому содержанию |
|тора | | |
\-------------------------------------\ \-------------------------------\
|номинальна прибыль | |бухгалтерская |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|реальная прибыль, скорректированная| |экономическая |
|на темп инфляции в отчетном периоде| | |
/-------------------------------------| /-------------------------------/
|По характеру налогообложения | |По возможности и планирования|
| | |величины результатного показа-|
| | |теля |
\-------------------------------------| \-------------------------------\
|налогооблагаемая | |плановая, расчетная (базис-|
| | |ная) прибыль |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|не облагаемая налогом (льготируе-| |упращенная прибыль |
|мая) | | |
/-------------------------------------+---------------------------------/
|По характеру использования | |По месту получения |
\-------------------------------------| \-------------------------------\
|капитализированная (нераспределен-| |биржевая прибыль |
|ная ) | | |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|потребляемая | |эмиссионная прибыль |
/-------------------------------------| /-------------------------------|
|По характеру влияния внешних факторов| |По отражению в бухгалтерском|
| | |учете |
\-------------------------------------| \-------------------------------|
|спекулятивная прибыль | |реализованная прибыль |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|учредительная прибыль | |внутренняя прибыль |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|курсовая прибыль | |консолидированная |
|-----------------------------------| |-----------------------------|
|складская прибыль | | |
\-----------------------------------/ \-----------------------------/
Рис. 2. Классификация показателей прибыли
По величине полученного результата прибыль может быть: а) минимальная - наименьшая, которая необходима для сохранения предприятия, продолжения его функционирования и предотвращения краха; б) сверхприбыль (монопольная) - крайне высокий уровень прибыли, достигаемый за счет монопольного поведения предприятий - изготовителей товаров и поставщиков товаров на рынок; в) нормальная прибыль - уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели. Практически это прибыль на вложенный в производство капитал, которая могла бы быть получена при альтернативном размещении средств владельцев предприятия (ссуды, аренда и др.).
По степени учета инфляционного фактора прибыль подразделяется на реальную, скорректированную на темп инфляции отчетного периода, и номинальную, зафиксированную в форме N 2 отчета о прибылях и убытках.
По экономическому содержанию выделяют: бухгалтерскую (фактическую) и экономическую прибыль, определяемую разницей между совокупными доходами и совокупными экономическими издержкам фирмы, включающими в том числе и альтернативные издержки, которые не отражаются в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы). Ее важно отличать от фактической прибыли, которая измеряется разницей только между доходами и действительными издержками, включая амортизационные отчисления. В случае отрицательного значения экономической прибыли целесообразен пересмотр стратегии бизнеса или его реструктуризация ввиду неэффективности.
По отражению в бухгалтерском учете можно выделить: а) реализованную прибыль, образовавшуюся в результате совершенной операции; б) внутреннюю прибыль, возникающую при продаже продукции одной из дочерних компаний другой дочерней компании, при этом конечная продукция остается не реализованной на рынке и учитывается в запасах. Таким образом, промежуточная прибыль не входит в общую прибыль всей компании, поэтому внутренняя прибыль вычитается из величины чистой прибыли компании в консолидированных отчетах о прибыли; в) консолидированную прибыль, представляющую собой сводные финансовые результаты материнских и дочерних предприятий на основе объединения их отчетности.
По характеру использования принято подразделять прибыль на: а) нераспределенную - прибыль, остающуюся после уплаты налогов, выплаты дивидендов и отчислений в резервный фонд. Это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия, на развитие производства; б) потребляемую прибыль, часть чистой прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия, на социальные программы.
По месту получения прибыль может быть: а) биржевая - полученная от торговли ценными бумагами и товарами на товарной и фондовой биржах, б) эмиссионная - прибыль от размещения ценных бумаг, которую получают банки, другие кредитно-финансовые учреждения в результате посредничества между эмитентами ценных бумаг и их покупателями. Эмиссионная прибыль выступает обычно в виде разницы между эмиссионным и рыночным курсами ценных бумаг.
По возможности планирования величины результативного показателя: а) прибыль плановая (расчетная) - это ожидаемая прибыль отчетного года, определяется аналитическими методами. Используется в целях обоснования принятия того или иного решения, при оценке степени риска;
для расчета базовой рентабельности; б) упущенная прибыль - потенциальная прибыль, которая не была реализована.
По характеру влияния внешних факторов: а) прибыль спекулятивная - полученная прибыль при благоприятной рыночной конъюнктуре от реализации имущества, ценных бумаг по цене, превышающей цену их приобретения. Получение такой прибыли основано на нормах действующего законодательства и является естественным следствием рыночных отношений; б) учредительская прибыль - доход, учредителей акционерного предприятия, формируемый в виде разности между суммой, полученной от продажи акций этого предприятия, и действительно вложенным в предприятие капиталом. Учредительская прибыль возникает либо за счет продажи акций выше их номинальной стоимости, либо за счет увеличения объема продаж акций сверх установленного акционерного капитала; в) курсовая прибыль - разница между курсом, по которому реализуется ценная бумага, и курсом, по которому она приобретена, и представляет собой доход, полученный в результате покупки и последующей продажи ценной бумаги; г) складская прибыль - прибыль, возникающая в результате роста цен на материалы, ранее приобретенные по более низкой цене.
Многообразие видов прибыли не ограничивается рассмотренными классификационными рамками.
Проведенный обзор различных показателей прибыли доказывает необходимость их четкой дифференциации и понимания экономического содержания и механизма формирования. В условиях рыночной экономики исследование прибыли с целью альтернативного использования ресурсов, а также поиска факторов, которые влияют на ее размер, имеет приоритетное значение, поскольку от глубины познания и правильности использования полученного результата зависит эффективность функционирования бизнеса.
Литература
1. http://dic. academic, га/library, nsf/brokgauz.
2. http://www. bank24.ru/info/glossary/? ch= %Cl&word=152.
3. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 415 с.
4. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учебник. - 11-е изд., испр. и доп. - М.: "Новое знание", 2005. - 651 с.
5. Вечканов Г. С, Вечканова Г. Р. Словарь рыночной экономики. - СПб., 1995.
6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 4-е изд. - М., 2003.
7. Энтони Роберт Н. Основы бухгалтерского учета. - М., 1992.
О.А. Толпегина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
бухгалтерского учета, анализа и аудита
Московский институт экономики, менеджмента и права
"Экономический анализ: теория и практика", N 20, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Экономический анализ: теория и практика"
Учредитель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ N 77-11740
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Е-mail: post@financepress.ru
Адрес в Internet: http://www.financepress.ru