Прием на работу и оформление трудовых отношений с работниками
гражданской авиации
Рубрику "Профессия" продолжает статья, посвященная трудовым отношениям работников гражданской авиации. В ней мы расскажем о требованиях, предъявляемых к таким сотрудникам при приеме на работу, и о нюансах оформления "приемных" документов.
Правовая база
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения работников гражданской авиации, являются:
- Трудовой кодекс Российской Федерации (а именно - статьи 328-330 и 413 ТК РФ);
- Воздушный кодекс Российской Федерации;
- приказ Минтранса РФ от 21.11.2005 г. N 139 "Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации";
- постановление Правительства РФ от 13.08.1996 г. N 996 "Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации";
- Федеральные авиационные правила "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, конкурсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", введенные в действие приказом Минтранса России от 22.04.2002 г. N 50 (далее - приказ N 50); постановление Министерства труда и социального развития РФ от 05.03.2004 г. N 29 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации" (в ред. приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2007 г. N 261) (далее - приказ N 29).
Конечно, существует и много других документов, о которых мы будем упоминать по ходу статьи.
Требования к работникам при приеме на работу
В соответствии со статьей 56 Воздушного кодекса Российской Федерации работников гражданской авиации условно можно разделить на две категории:
- работников летного экипажа (командир воздушного судна, второй пилот, бортштурман, бортовой инженер, бортовой механик, включая инструкторов);
- работников кабинного экипажа (бортпроводники и бортоператоры).
Требования, предъявляемые при приеме на работу, и условия труда работников этих категорий различаются между собой. И неудивительно: нагрузка и обязанности этих работников тоже очень разнятся.
Для наглядности приведем обязанности главного штурмана и бортпроводника (см. Пример 1).
Пример 1
Обязанности главного штурмана:
- организация инспекции деятельности штурманской службы и штурманского обеспечения полетов авиационного предприятия, обеспечение экипажей воздушных судов аэронавигационной информацией, обучение руководящего, командно-летного и инструкторского состава авиационного предприятия всем видам применения авиации;
- проверка уровня штурманской подготовки по самолетовождению командно-летного состава авиационного предприятия;
- осуществление надзора за состоянием учета, хранения и обеспечения авиационного предприятия топографическими картами и штурманским снаряжением;
- организация проведения мероприятий по совершенствованию штурманского обеспечения полетов, перелетов и специальных авиационных работ;
- осуществление надзора за проведением штурманской подготовки к полетам, разборов полетов, анализа полетной документации;
- осуществление инспекторских проверок служб обеспечения полетов авиационного предприятия по штурманскому направлению;
- раздача предписаний по устранению вскрытых недостатков, контроль их исполнения;
- расследование случаев потери экипажем ориентировки и отклонения маршрута воздушного судна от воздушных трасс; анализ этих нарушений и разработка мероприятий по их предотвращению и т.д.
В обязанности бортпроводников входит:
- знание и выполнение требований Положения о службе бортпроводников, должностной инструкции и нормативных документов в части, его касающейся;
- контроль состояния аварийно-спасательного и бытового оборудования воздушного судна и эксплуатация его в соответствии с Руководством по летной эксплуатации воздушного судна;
- взаимодействие членов экипажа при аварийной посадке воздушного судна на воду, на сушу;
- контроль количества, состояния упаковки и порядок размещения коммерческой загрузки на борту воздушного судна;
- обеспечение соблюдения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна, своевременное информирование командира воздушного судна обо всех нарушениях этих правил и др.
Квалификационные требования к кандидатам при приеме на работу установлены в приказе N 29.
Одно из основных требований, предъявляемых к работникам гражданской авиации, - наличие специального образования. Работники летного состава должны иметь высшее или среднее специальное образование (Бугурусланское летное училище ГА, Академия гражданской авиации г. Санкт-Петербурга, Омское летное училище и т.п.). К бортпроводникам не столь жесткие требования. Как правило, работники кабинного состава (бортпроводники) имеют разнопрофильное образование, но предпочтение при поступлении на работу отдается лицам с медицинским образованием, владеющим иностранными языками.
Второе требование - наличие стажа работы. Такого требования нет только к кандидатам на должность:
- начальника группы перронного контроля и досмотра воздушных судов;
- диспетчера аэродромной службы;
- диспетчера по организации пассажирских, почтово-грузовых, международных авиационных перевозок (включая старшего);
- диспетчера по центровке (включая старшего);
- инженера по подготовке производства;
- инженера по техническому обслуживанию авиационной техники (включая ведущего);
- инспектора по досмотру;
- техника аэродромной службы;
- техника по горюче-смазочным материалам техник по обработке полетной информации;
- техника по радиолокации, радионавигации и связи;
- техника по учету ресурса воздушных судов и их оборудования;
- электромеханика по связи.
Пример 2
При поступлении на работу на должность главного штурмана соискатель должен обладать следующими квалификационными требованиями, установленными Квалификационным справочником: иметь высшее профессиональное (летное) образование и стаж работы в должности штурмана не менее 3 лет. Помимо всего этого кандидат должен знать: Конституцию Российской Федерации; законодательство Российской Федерации о труде; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления развития гражданской авиации; приказы, нормативные и методические документы, регламентирующие летную работу; Воздушный кодекс Российской Федерации; правила штурманского обеспечения полетов; теорию и технику самолетовождения; виды, типы и правила применения профессионального оборудования; устройство профессионального штурманского оборудования, применяемого в чрезвычайных ситуациях; виды наземных средств штурманского обеспечения полетов; порядок планирования штурманского обеспечения полетов; маршруты (районы) полетов; расположение площадок десантирования (сброса грузов), их географические и климатические особенности, степень оснащения навигационными средствами; технологию и организацию авиационных перевозок и специального применения авиации, порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности авиационного предприятия; руководство по поиску и спасанию, наставления, регламентирующие организацию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.
Еще одно условие при приеме на работу касается состояния здоровья соискателей. Общим правилом при приеме на работу в любую авиакомпанию, а также при поступлении в учебное заведение гражданской авиации является прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (далее - ВЛЭК). Это правило установлено приказом N 50. В приложении к данному документу установлен определенный перечень, по которому кандидат может быть признан негодным к летной работе. При принятии заключения о негодности к летной работе с соискателем работодатель не имеет права заключать трудовой договор.
В том же приказе N 50 установлен определенный перечень документов и объем обследования для освидетельствования во ВЛЭК лиц, поступающих на работу и в учебные заведения гражданской авиации.
Соискатели на должность при прохождении ВЛЭК должны при себе иметь:
паспорт;
военный билет (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу);
выписку из амбулаторной карты от участкового терапевта с данными прививок;
справку из психоневрологического диспансера по месту жительства;
справку из наркологического диспансера по месту жительства;
флюорографию органов грудной клетки со снимком и описанием;
R-снимок придаточных пазух носа со снимком и описанием;
общий анализ крови, мочи;
анализ крови на содержание сахара (натощак);
ЭКГ с 20 приседаниями;
результаты психологического обследования.
Прочие лабораторные обследования проводятся показаниям.
Для вновь поступающих на должность бортпроводника дополнительно ко всему представляется анализ кала на яйцеглисты, анализ крови на RW и ВИЧ, Hbs Ag, анализ кала на дизентерийную группу, справка о группе крови.
Необходимо отметить, что основных специалистов ВЛЭК (терапевт, невролог, хирург, отоларинголог, офтальмолог, гинеколог, ЭКГ) соискатели проходят за счет авиакомпании, а сбор анализов оплачивают сами соискатели.
Обратите внимание: на всех заключениях (справках) должна стоять печать лечебного учреждения и подпись врача.
В случае признания соискателя годным к летной работе и при наличии у соискателя медицинского заключения (см. Пример 3) работодатель начинает оформлять с ним трудовые отношения.
Пример 3
Российская Федерация
Государственная служба гражданской авиации Минтранса России
Серия АА N 0000001
Медицинское заключение
группа крови III
----------
резус фактор +
----------
Фамилия Гордеев
---------------
Имя Семен Отчество Сидорович
-------------- -------------------
Год рождения 1978
---------
Центральная ВЛЭК ГА, 155777, Москва, ул. Севастопольская, д. 3
------------------------------------------------------------------------
наименование ВЛЭК ГА (штамп ВЛЭК ГА)
от "01" сентября 2008 г.
-- -------- -
Согласно ФАП МО ГА-2002 "Медицинское освидетельствование летного,
диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов,
поступающих в учебные заведения гражданской авиации" признан годным к
летной работе пилотом коммерческой авиации (самолет)
-------------------------------------------------------------------------
Медицинское заключение действительно до " 01 " сентября 2009 г.
----
Председатель ВЛЭК ГА Смирнов В.С. Смирнов
------------------------------------
Подпись
М.П.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
(линия отреза)
Медицинское заключение Серия АА N 0000001
-------------------------------------------------------------------------
Выдано: Гордееву Семену Сидоровичу
-------------------------------------------------------------
(Ф.И.О.) (должность)
Дата выдачи: " 01 " сентября 2008 г. Роспись в получении: Гордеев
---- ----------- - ----------
Оборотная сторона
Периодические медицинские осмотры
Дата медицинского осмотра | Заключение о продлении срока действия медицинского заключения (на латинском языке) |
Подпись врача авиационного предприятия Печать |
Особые отметки:
Примечание. Размер бланка 11 x 8 см.
Оформление документов
В дополнение к стандартным документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель имеет полное право потребовать от соискателя, устраивающегося на летную должность и должность бортпроводника (исключение - соискатели, прошедшие два тура конкурса), документ, подтверждающий его квалификацию. К таким документам (помимо документа об образовании) относятся: медицинское заключение о годности к летной работе; свидетельство пилота (для командира воздушного судна, второго пилота, бортинженера, бортштурмана, бортмеханика) и свидетельство бортпроводника (если работник работал ранее в другой авиакомпании).
Предоставление указанных документов предусмотрено Воздушным кодексом Российской Федерации и приказом N 50.
Необходимо отметить, что оформление на работу не заканчивается подписанием трудового договора и приказа о приеме на работу. В продолжение предоставляются данные в отдел сертификации для оформления соответствующих документов (см. Пример 4); оформляется специальный пропуск, свидетельство бортпроводника, летная книжка и летное дело.
Порядок оформления личного дела, как правило, регламентируется внутренним документом организации (это может быть инструкция по ведению личных дел). В состав личного дела входят следующие документы:
- основной материал: личный листок по учету кадров, автобиография работника, копия диплома, лист взысканий и поощрений, представление о приеме на работу, копия приказа о приеме на работу; трудовой договор работника и иные документы, возникающие в процессе трудовой деятельности (представление на перевод, приказ о переводе на другую должность и т.п.); - дополнительный материал: различные приказы по допускам, протоколы о присвоении класса; копии приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности; о поощрении и т.п.
Отбор и найм бортпроводников
В отличие от работников летного состава, набор бортпроводников происходит, как правило, на конкурсной основе (исключение составляют работники, имеющие стаж работы на должности бортпроводника). Конкурсный отбор на должность бортпроводника в разных авиакомпаниях происходит по-разному. В Примерах 5 и 6 мы рассмотрим проведение конкурсного отбора на должность бортпроводника на примере двух авиакомпаний (ОАО "Авиакомпания "Башкирские авиалинии" и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр").
Пример 4
Часть Е-1
Командно-летный, летный состав, бортпроводники, бортоператоры
Должность | Ф.И.О. | Класс | Свидете- льство специа- листа |
Налет часов |
Приказ о преме на работу |
Допуски к выполнению полетов |
Налет по типам (общ./КВС) Инструктор- ский допуск |
Медицинск. освидетель- ствование |
Действия в аварийной обстановке |
КВС МИ-8Т МИ-8МТВ |
Сагадатов Урал Якупович |
Первый Протокол N 5 ВКК ФАС РФ от 31.05.2005 г. |
1 П N 014049 Талон N 076022 |
10700 час. |
Перевозка ОГ серти- фикат: N 013000297 от 07.02.2005 г. |
Ан-2 - 1270 час. МИ-4 - 2600 час. МИ-8 - 6830 час. Общий - 10700 час. КВС МИ-8 - 5360 час. КВС-инстру- ктор |
ВЛЭК МСЧ ОАО "Межд. а/п "Уфа" 21.02.2008 г. |
16.04.2007 г. на воде 01.10.2007 г. на зем- ле |
Часть Е-1А
Командно-летный, летный состав, бортпроводники, бортоператоры
Должность подразде- ление |
Ф.И.О. | Первичная подготовка Высшее образование |
Английский язык |
Переучивание на тип ВС |
Курсы повышения квалификации |
Квалификационные проверки | ||
Тип ВС | Оценка и дата |
Метео- минимум |
||||||
КВС МИ-8Т МИ-8МТВ |
Сагадатов Урал Якупович |
Краснокутс- кое летное училище ГА 1981 г. Диплом: Ю N 05896 Киевский институт ГА 1990 г. Диплом: ТВ N 852419 |
Алма-Атинс- кая Акаде- мия ГА Сви- детельство: N 1824 от 18.01.1996 г. |
Омское ЛТУГА Ми-8Т Свидетельст- во: N 1495 от 18.03.1988 г. Алма-Атинс- кое УТЦ МИ-8МТВ Свидетельст- во: N 2438 от 09.12.1992 г. |
Якутское авиатехниче- ское училище ГА Свидете- льство N 427 от 06.04.2007 г. |
МИ-8Т МИ-8МТВ |
СВЖ - "пять" 26.04.2007 г. Техника пилотиро- вания - "пять" 11.10.2007 г. |
150 х х 2000 х x 25 ПВП 100 х х 1000 х х 25 ОПВП 300 х х 4000 х х 25 ОПВП ночью 80 х 800 х 25 ППП |
Пример 5
Конкурсный отбор на должность бортпроводника в ОАО "Авиакомпания "Башкирские авиалинии" происходил следующим образом.
До начала проведения конкурса в учебных заведениях (как правило, медицинский институт или колледж, учебные заведения, специализирующиеся на выпуске студентов со знанием иностранных языков) вывешивались объявления о наборе на должность бортпроводника. Желающие поучаствовать в конкурсе подавали документы.
Сам конкурс проходил в несколько этапов. В начале начальник Службы бортпроводников проводил с конкурсантами собеседование. Далее, если конкурсант подходил под требования, установленные авиакомпанией, то его направляли на медицинскую комиссию. В обязательном порядке конкурсанты проходили тестирование у психолога (тесты на общее развитие), а также тесты на знание английского языка.
Далее приказом генерального директора создавалась мандатная комиссия, в состав которой входили: генеральный директор или его первый заместитель, командир Летного отряда или его заместитель по организации летной работы, начальник Службы бортпроводников, главный врач ВЛЭК, начальник отдела кадров, преподаватели английского и башкирского языков. Мандатная комиссия при наличии положительного медицинского заключения выносила решение о профпригодности конкурсанта на должность бортпроводника. Соискатели, прошедшие конкурсный отбор, начинали оформлять трудовые отношения с работодателем.
Пример 6
Конкурсный отбор на должность бортпроводника в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" Летного отряда N 6.
До начала проведения конкурса работодатель подает объявления в средства массовой информации о проведении конкурса на должность бортпроводника. Далее не позднее чем за три недели до начала конкурса соискатели проходят первоначальное собеседование, после которого кандидаты, соответствующие требованиям авиакомпании, подают документы для участия в конкурсе (анкета установленного образца и фотография) в приемную комиссию. Как правило, документы принимает либо работник кадровой службы, либо специально назначенное лицо. При приеме документов особое внимание обращают на наличие военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (далее - приписное удостоверение), в частности, на категорию годности к военной строевой службе. Если соискатель имеет ограничения к военной строевой службе, то в первую очередь узнают, по какой причине стоит ограничение к военной строевой службе. Дело в том, что от этого зависит решение, принимать у соискателя документы для участия в конкурсе или нет. В этом случае может возникнуть вопрос у читателей: каким образом работник отдела кадров или специально уполномоченный человек на приеме документов может определить, принимать или не принимать документы у соискателя, имеющего ограничения к военной строевой службе? Ответ прост - лицо, принимающее документы у соискателя, имеет перечень показаний, по которым гражданин может быть признан негодным к летной работе. Этот перечень предоставляется медицинской санитарной части (далее - МСЧ), где в дальнейшем соискатель будет проходить ВЛЭК, либо соискатель предварительно направляется в МСЧ.
При подаче документов конкурсанту объявляют, где, когда и во сколько состоится конкурс, в какой одежде должен быть конкурсант.
В назначенный день и час конкурсанты проходят собеседование перед комиссией. В комиссию входят генеральный директор авиакомпании, заместитель генерального директора - летный директор или его заместитель, ведущий бортпроводник - инструктор ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", главный врач авиакомпании, начальник службы бортпроводников, командир Летного отряда (в структуру которого входит служба бортпроводников), главный врач ВЛЭК (например, медсанчасти ОАО "МАУ"), советник генерального директора, начальник отдела кадров (или его заместитель) авиакомпании, а также работник кадровой службы.
Перед тем как конкурсанты начинают рассказывать о себе перед приемной комиссией, с ними в обязательном порядке проводится предварительный инструктаж, на котором объясняется, как они должны вести себя перед приемной комиссией.
Результаты конкурса объявляются на следующий день. Конкурсанты, прошедшие первый этап конкурса, получают направления на прохождение врачебно-летной экспертной комиссии. При получении направления на ВЛЭК им рассказывают порядок ее прохождения. Порядок прохождения медицинского освидетельствования был рассмотрен в начале статьи.
В свою очередь ВЛЭК решает вопрос о годности к летной работе. В случае положительного прохождения ВЛЭК конкурсант при наличии медицинского заключения о годности к летной работе подает документы в отдел кадров для оформления трудовых отношений с работодателем.
Необходимо отметить, что работников, устраивающихся на должность бортпроводника (речь идет в данном случае о конкурсантах), не допускают к самостоятельным полетам, пока они не пройдут теоретическую подготовку в виде курсов повышения квалификации (КПК) и не пройдут летную стажировку определенное количество часов.
После прохождения КПК и стажировки молодых бортпроводников начинают допускать к самостоятельным полетам в составе бригады на том или ином типе воздушного судна. Допуск к полетам оформляется соответствующим приказом по авиакомпании. Приказы о различных допусках вносятся в личное дело работника, летную книжку, летное дело и свидетельство бортпроводника.
Работа по совместительству
На практике может возникнуть следующая ситуация. Работники летного или кабинного состава решат работать в другой авиакомпании, не увольняясь с предыдущего места работы. У работодателя в этом случае может возникнуть вопрос: возможна ли работа в другой авиакомпании и каким образом оформить такого сотрудника?
Трудовой кодекс Российской Федерации дает право работнику работать по совместительству. Но при этом необходимо учитывать, что работа по совместительству запрещена на той же должности, если работник трудится в аналогичных условиях.
Фрагмент документа
Пункт 5 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации
Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами" - п. 5 ст. 282 действующего Кодекса.
Для того чтобы работник летного или кабинного состава мог оформиться по совместительству в другую авиакомпанию, ему необходимо оформить в данном случае отпуск без сохранения заработной платы. Приказ о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы будет являться подтверждением тому, что данный работник не работает в настоящий момент на тяжелых работах, работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (а работа летного и кабинного состава как раз относится к указанной категории работ).
Таким образом, работник кабинного или летного состава, устраивающийся на работу по совместительству, при оформлении на работу предоставляет еще и приказ о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.
Перевод на другую должность и совмещение профессий
При переводе на инструкторскую должность летного или кабинного состава помимо оформления заявления на перевод в обязательном порядке необходимо иметь в наличии приказ о допуске к инструкторской работе. Данный приказ подтверждает право работника работать в качестве инструктора.
Это же правило распространяется и на тот случай, если работника оформляют внештатным инструктором, например, работника, работающего на должности бортпроводника. В этом случае руководитель службы пишет заявление об установлении совмещения профессии. Помимо того что с работника должно быть взято согласие на совмещение профессии, в обязательном порядке должен быть приказ о допуске к инструкторской работе.
Работник летного состава может быть допущен к полетам на нескольких типах воздушных судов. Например, бортштурман воздушного судна Ту-154 может выполнять и полеты на воздушном судне Ту-134. В этом случае работодатель имеет право установить совмещение профессии. Для установления совмещения профессии в приведенном примере командир Летного отряда пишет заявление об установлении совмещения профессии. На основании этого заявления и при наличии приказа о допуске к полетам на воздушном судне Ту-134 работник кадровой службы издает приказ о совмещении профессии. Запись о совмещении профессии вносится в трудовую книжку на основании подпункта 3.1 раздела 3 Инструкции по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. N 69).
Образцы записи о совмещении профессии и переводе на другую должность приведены в Примерах 7 и 8.
Пример 7
Сведения о работе
ТК N 8604301
N записи |
Дата | Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
число | месяц | год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Открытое акционерное общество "Авиа- | |||||
компания "Башкирские авиалинии" | |||||
(ОАО "Авиакомпания "БАЛ") | |||||
5 | 10 | 01 | 2007 | Принят во вторую авиаэскадрилью Лет- | Приказ 10.01.2007 г. |
ного отряда бортштурманом воздушного | N 12-л | ||||
судна Ту-154 | |||||
6 | 20 | 05 | 2007 | Установлено совмещение профессии | Приказ 20.05.2007 г. |
бортштурмана воздушного судна Ту-134 | N 50-л |
Пример 8
Образец записи в трудовую книжку о переводе на постоянную работу.
Сведения о работе
ТК N 8604301
N записи |
Дата | Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
число | месяц | год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Открытое акционерное общество "Авиа- | |||||
компания "Башкирские авиалинии" | |||||
(ОАО "Авиакомпания "БАЛ") | |||||
7 | 15 | 05 | 2006 | Принят во вторую авиаэскадрилью Лет- | Приказ 15.03.2006 г. |
ного отряда пилотом воздушного судна | N 2-л | ||||
Ту-154 первого класса | |||||
8 | 20 | 05 | 2007 | Переведен во вторую авиаэскадрилью | Приказ 20.05.2007 г. |
Летного отряда командиром воздушного | N 52-л | ||||
судна Ту-154 первого класса |
А.В. Гайсина,
руководитель группы кадрового учета г. Уфы
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 9, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Источник-книга".
Лицензия на издательскую деятельность код 221, серия ИД, N 03940 от 07.02.2001.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11758 от 08.02.2002
Адрес: 127254, г.Москва, а/я 57
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru
www.delo-press.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 81259, 81388, 81941;
- по каталогу "Почта России" - 24176;
- по каталогу "Пресса России" - 39488, 39491, 15592.