14 тезисов из Концепции развития банковского рынка
"Концепция развития финансового рынка России до 2020 года" представляет собой 600-страничный документ, для изучения которого требуется не один день. Поэтому мы попросили специалистов "Эксперта РА", проделавших эту гигантскую работу, во-первых, выделить то, что касается непосредственно банковского сектора, а во-вторых, сделать это в форме кратких тезисов, к каждому из которых мы даем небольшую аннотацию. Так появились эти "14 тезисов".
1. Для успешного развития группы малых и средних региональных банков необходим равноправный доступ к ресурсам.
Региональные банки способны быть не менее, а даже более эффективными и социально ответственными, чем филиалы федеральных банков. Однако им очень сложно работать в нестабильной экономической среде и условиях жесткого регулирования. В результате их число постоянно снижается: если в начале 2006 года их насчитывалось 607, то на 1 января 2008-го - уже 568.
В отсутствие бесперебойного доступа к источникам фондирования слой средних и небольших участников банковского рынка рано или поздно будет "размыт" активными действиями иностранных игроков, особенно это касается ипотечных региональных банков, выполняющих важные социальные функции.
Необходимо создать механизмы, обеспечивающие равноправный доступ к ликвидности, в том числе, предоставлять региональным банкам ресурсы через Российский банк развития и АИЖК.
Кроме того, предлагается использовать некоторые дополнительные схемы принудительного перераспределения ликвидности внутри банковского сектора.
2. Необходимо снять с банков избыточное административное бремя.
С точки зрения заботы о стабильности банковского сектора, не всегда оправдан используемый регулятором единообразный подход к объему предоставляемой информации и выполняемых функций. Сохранение унифицированных процедур надзора, не зависящих от объема активов и разрешенных видов банковской деятельности, снижает конкурентоспособность этих банков и ставит под сомнение перспективы их существования.
С дополнительной нагрузкой для банков связано выполнение требований как Банка России, так и других регуляторов - Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной антимонопольной службы, Роспотребнадзора, а кроме того - правоохранительных органов. Наиболее опасны в этом смысле масштабные "кампании по повышению прозрачности банков", которые снижают доверие к банкам и повышают для них стоимость привлечения частных вкладов.
3. Доступность финансовых услуг - необходимое условие инновационного роста и сбалансированного развития всех регионов страны.
По словам В. Путина в ноябре 2006-го, более 40% россиян не имели доступа к базовому набору банковских услуг. И хотя ситуация улучшается, но и сегодня необходима разветвленная финансовая инфраструктура, охватывающая всю страну: как для обеспечения социальных гарантий, так и для содействия социальному развитию.
Наибольший потенциал по повышению доступности финансовых услуг связан с развитием дистанционных механизмов, активизацией сотрудничества банков с почтовыми службами, небанковскими финансовыми институтами. Особенно велики их возможности в сфере приема коммунальных платежей, денежных переводов, микрокредитования.
4. Альтернатива доминированию иностранных банков - не огосударствление банковского сектора, а появление конкурентоспособных банков, контролируемых частным российским капиталом.
В России на 22 банка с долей государственного участия более 50% приходится более 45% активов кредитных организаций. Частные же банки в условиях иностранной экспансии либо вытесняются на периферию, либо поглощаются.
Между тем, открытый и суверенный финансовый сектор должен включать значительное число частных банков, для чего важно принимать меры, направленные на снижение общего уровня страновых и отраслевых рисков.
В частности, размещение государственных ресурсов должно предусматривать широкий доступ банков и прозрачные условия.
Малые и средние банки должны стать провайдерами услуг в регионах, действующих по государственным программам, агентским договорам либо в рамках договоров рефинансирования.
Государство должно участвовать в капитализации банков с капиталом менее 100 млн. евро, предоставляя долгосрочные, более 10 лет, субординированные кредиты, с одновременным ужесточением надзора.
5. Импорт правовых институтов необходимо минимизировать, для чего следует ускорить модернизацию законодательства в финансовой сфере.
Отставание в развитии российской законодательной базы способствует переносу ряда операций в зарубежную юрисдикцию. Но, хотя задачи по совершенствованию залогового законодательства, укрепления правовых механизмов конкуренции, упрощения системы налогообложения были отражены еще в Стратегии развития банковского сектора до 2008 года, успехи здесь минимальны.
Одна из причин отсутствия в России рынка секьюритизации - несоответствие российского залогового законодательства рыночным реалиям. Его модернизация позволила бы более активно вовлекать базовые активы в финансовый оборот и создавать на их основе финансовые инструменты, обладающие необходимой ликвидностью. Ключевые проблемы - в сфере регистрации залога движимого имущества и изъятия залога из конкурсной массы.
Несовершенство законодательства вынуждает банки предъявлять повышенные требования к стоимости и ликвидности залога, сдерживая кредитование предприятий, в первую очередь - среднего бизнеса.
6. Инновационный рост экономики невозможен без активизации процессов межотраслевого перетока ресурсов, который способен обеспечить банковский сектор.
Банковский сектор, на который приходится около 85% активов российских финансовых институтов, обеспечивает лишь 9-10% инвестиций в российскую экономику. Перекосы в структуре экономики могут быть преодолены только за счет эффективной аллокации ресурсов при посредничестве мощного банковского сектора.
Национальная банковская система должна стать рычагом для проведения государственной политики ускорения экономического роста и структурной перестройки экономики. Эффективность кредитного рынка вкупе со стимулирующей политикой государства - ключ к решению проблемы сырьевой ориентации российской экономики.
7. На место изолированных эшелонов межбанковского рынка должен прийти "каскад уровней", благодаря которому избыточная ликвидность крупнейших будет переходить к менее крупным специализированным банкам.
Сегодня на межбанковском рынке сложились эшелоны: крупные банки работают с крупными, средние в основном со средними. Такая структура оставляет в стороне наиболее нуждающихся в ней - небольшие банки.
Система лимитов на "знакомых" (на основе имеющейся информации) существенно ограничивает скорость и объем перемещения ресурсов между ликвидоизбыточными и ликвидодефицитными банками.
"Каскад уровней" предполагает возможность классифицировать потенциальных партнеров на две группы. Сделки с "проверенными партнерами" могут носить внебиржевой характер. При возникновении избыточной ликвидности у одной группы банков она распределяется на организованном межбанковском рынке по конкурентным заявкам всех нуждающихся в ликвидности банков. Гарантией исполнения обязательств на организованном рынке может выступать право кредитора на безакцептное списание оговоренной суммы с корсчета в территориальном управлении Банка России.
Организованная площадка межбанковского рынка - лишь один из каналов аллокации ресурсов внутри банковского сектора. Полноценная система рефинансирования должна быть дополнена синдицированным межбанковским кредитованием, выкупом облигационных выпусков, кредитных портфелей и закладных.
8. Государству для стимулирования экономического роста и повышения его качества следует более активно использовать механизмы неинфляционной кредитной экспансии.
В России небольшие по мировым меркам вложения в модернизацию уже в течение двух-трех лет способны привести к существенному росту производительности труда, росту предложения и снижению инфляционного давления. Поэтому возможно сочетание кредитной экспансии и умеренной инфляции.
Чтобы избежать серьезных инфляционных последствий, долгосрочное рефинансирование стоит дополнить ограничениями на использование предоставляемых средств. Стимулирующими механизмами могут стать рефинансирование валютных кредитов, выданных российским компаниям на покупку зарубежных компаний или технологий, рефинансирование кредитов в рублях, замещающих внешнее фондирование, а также рефинансирование кредитов в рублях, выданных предприятиям секторов, генерирующих немонетарную инфляцию.
Механизмы неинфляционной кредитной экспансии вполне способны заменить коррупционноемкое прямое распределение бюджетных средств на безвозмездной основе.
9. Период высокой рентабельности банковской деятельности необходимо использовать для масштабной капитализации финансового сектора.
Капитал более 80% российских банков не позволяет им выдать ни одного кредита объемом свыше $10 млн., и они фактически отсечены от кредитования крупного бизнеса. Это связано и с жесткими требованиями по резервированию. Банки лишены возможности использовать внутренние рейтинги для расчета необходимых резервов и вынуждены использовать менее гибкие методики, рекомендованные Банком России.
Пока действует фактор, поддерживающий приток нового капитала в банковский сектор: высокие финансовые результаты. По уровню рентабельности капитала наши банки опережают и зарубежных конкурентов, и большинство секторов российской экономики. Чтобы активизировать приток капитала, необходимо снижать сопутствующие транзакционные издержки: упрощать процедуры выхода на IPO, проведения SPO, слияний и поглощений.
Для социально значимых, но из-за размера не имеющих возможности нарастить капитал с помощью первичного размещения акций банков возможно предоставление долгосрочного рефинансирования в виде субординированных депозитов по ставкам, близким к рыночным. Схема может быть использована и для рекапитализации финансовых институтов, проводивших взвешенную кредитную политику, но пострадавших от непредвиденных внешних шоков.
10. Ключевой задачей системы краткосрочного рефинансирования должно стать смягчение шоков ликвидности для максимально широкого круга банков.
В 2007 году Банк России продемонстрировал способность через механизмы рефинансирования смягчать внешние шоки, спровоцировавшие дефицит ликвидности. Предприняты определенные меры по совершенствованию системы рефинансирования.
В то же время система рефинансирования остается недостаточно эффективной для поддержания ликвидности малых и средних банков. В случае банковского "кризиса доверия" у регулятора пока слишком мало возможностей предотвратить их трудности с ликвидностью.
Необходимость дальнейшего развития механизмов рефинансирования диктуется и макроэкономическими условиями. Ожидаемое к 2010 году сокращение прироста валютных резервов разрушит модель эмиссии рубля под сальдо по текущим и капитальным операциям. Для того, чтобы объем денежной массы соответствовал спросу на деньги, Банк России должен будет активизировать операции по рефинансированию банков.
Дальнейшее развитие рефинансирования банков должно компенсировать негибкость стерилизационного механизма. Стерилизация должна дополняться гибким рефинансированием банков и других участников финансовой системы за счет активизации рынка РЕПО, эффективных механизмов переучета векселей и других способов перераспределения денежных средств.
Для снижения рисков потери ликвидности, характерных для российского банковского сектора, представляется, в частности, необходимым расширить список инструментов, под которые предоставляется финансирование, а также определить четкие критерии, в соответствии с которыми ЦБ может предоставлять финансирование коммерческим банкам (в противовес закрытому списку возможных залоговых инструментов).
Конечная цель развития системы рефинансирования - создание единого механизма, который позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получать любой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов из "единого пула обеспечения", включающего как "рыночные", так и "нерыночные" активы.
Отслеживать вероятность возникновения дефицита ликвидности должно специальное подразделение по управлению рисками в центральном аппарате Банка России.
11. Расширение кредитования малого бизнеса и микрокредитования должно превратить малый бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса.
Сложность с привлечением финансовых ресурсов, как на этапе роста, так и на этапе старта бизнес-проектов, остается одной из основных проблем малого бизнеса. Основную роль в предоставлении финансовых ресурсов играют банки. Факторинговые и лизинговые компании, несмотря на достаточно интенсивное развитие, могут выступать лишь в качестве вспомогательного источника ресурсов.
В банковском секторе сегмент кредитования малого бизнеса остается лидером с точки зрения темпов прироста кредитных портфелей, но составляет лишь 4,2% кредитного портфеля российских банков (около $21 млрд. в 2007 году).
12. Несовершенство залогового законодательства - одно из ключевых препятствий капитализации российских активов.
Законодательная база и регулирование, несмотря на существенный прогресс, отстают от темпов развития банковской системы.
Так, достаточно поздно была введена система страхования вкладов, до сих пор не решен ряд проблем в сфере залогового законодательства, регулирования сделок по синдицированному кредитованию, секьюритизации активов. Особенно чувствительной сферой является залоговое законодательство, которое сегодня препятствует вовлечению в финансовый оборот целых классов материальных активов в качестве залога. Именно это законодательство позволяет вовлекать базовые активы в финансовый оборот и создавать на их основе финансовые инструменты, обладающие необходимой ликвидностью. Ключевые проблемы залогового законодательства лежат в сфере регистрации залогов движимого имущества и изъятия залога из конкурсной массы.
13. Банки должны войти в число ключевых участников приоритетных проектов в сфере развития жилищного, аграрного секторов, образования и здравоохранения.
Использование кредитных механизмов для стимулирования отдельных секторов экономики позволяет сократить коррупцию при распределении финансовых ресурсов бюджета и переложить часть кредитных рисков, а также функции по их оценке, на финансовые институты.
Банки могут эффективно содействовать государству в реализации базовых социальных функций посредством:
повышения доступности жилья для граждан через механизмы ипотеки, использование финансовых инструментов для стимулирования развития жилищного рынка в целом;
создания возможностей для повышения качества жизни с использованием потребительского кредитования;
создания возможностей для повышения гражданами своей профессиональной ценности через использование образовательных кредитов;
повышения ответственности граждан за свое благосостояние через формирование навыков управления личными накоплениями.
Содействие банков реализации задач государственной политики в социальной сфере подразумевает дальнейшую популяризацию услуг банковского сектора и повышения их привлекательности для населения. Ключевые сегменты, с этой точки зрения: ипотека, создающая условия для повышения доступности жилья, и образовательные кредиты, работающие на профессиональный рост граждан России.
В рамках национальных проектов "Образование", "Здравоохранение", "Доступное жилье" и "Развитие АПК" возможно использовать и развивать механизмы неинфляционного субсидирования, предполагающие предоставление субсидий с ограничениями на использование.
14. Сфера использования дифференцированного риск-ориентированного регулирования должна расширяться, чтобы снизить издержки регулирования банковского сектора без потери качества надзора.
Дифференцированное регулирование предполагает, что интенсивность дистанционного надзора (включая объем и режим предоставления отчетности) должна зависеть от роли банка в обеспечении стабильности банковской системы и его финансовой устойчивости.
Более пристальное внимание должно уделяться надзору за банками системообразующими и располагающими генеральными лицензиями. Проблемы многофилиальных банков, контролирующих значительные активы и привлекающих средства миллионов вкладчиков, способны негативно влиять на устойчивость национальной финансовой системы (в отличие от малых и средних региональных банков).
В качестве оценки финансовой устойчивости могут использоваться внутренние рейтинги Банка России, определяемые на базе усредненного мнения об уровне рисков банка. В данном случае должны использоваться как суждения ЦБ, так и мнения рейтинговых агентств.
Риск-ориентированный подход должен использоваться и при определении объемов краткосрочного и долгосрочного рефинансирования за счет средств Банка России, институтов развития и страховых фондов. Дифференциация взносов в страховые фонды - общий способ решения проблемы морального риска при страховании. Поэтому риск-ориентированный подход применим в рамках системы страхования вкладов, а также при определении отчислений в фонд обязательных резервов.
Необходимость дифференцированного регулирования и надзора связана и с усложнением видов и форм банковской деятельности: появлением ипотечных банков, банков потребительского кредита и иной специализации. Система надзора должна учитывать и различия в уровне развития регионов.
Основы дифференцированного подхода к регулированию прописаны во втором Базельском соглашении, следование принципам которого обязательно для банковских систем стран ЕС, Канады, Японии и Швейцарии. Среди его нововведений - использование кредитных рейтингов внешних агентств для определения весов риска, при помощи которых рассчитывается итоговый коэффициент достаточности капитала. Именно кредитные рейтинги заемщиков, присвоенные независимыми агентствами, позволяют банкам реализовать наиболее гибкое управление рисками благодаря единому с надзорными органами пониманию рисков каждого заемщика и принципов риск-менеджмента банка.
П. Самиев,
С. Волков,
И. Велиева,
"эксперт РА"
"БДМ. Банки и деловой мир", N 9, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"