Денежные потоки торговой организации
Денежные потоки представляют собой реальный носитель информации финансового состояния хозяйствующего субъекта. В большей мере это касается торговых организаций, поскольку практически весь их капитал, выраженный в финансовых средствах, заключен в дебиторской и кредиторской задолженности.
Дебиторская задолженность торговой организации - это платежи покупателей товаров, кредиторская задолженность, наоборот, задолженность самой организации поставщикам товаров и другим сторонним организациям. Говоря о денежных потоках как о показателе, отражающем реальное финансовое положение, следует заметить, что именно это их свойство позволяет торговой организации отслеживать действительный уровень ее платежеспособности (текущей платежеспособности).
Важным соотношением в анализе денежных потоков организации является соотношение между оборачиваемостью дебиторской и кредиторской задолженности. По сути, от этого соотношения и зависит способность компании отвечать по своим краткосрочным обязательствам.
Под оборачиваемостью дебиторской задолженности понимается количество дней, в течение которых в организации формируется необходимая сумма денежных средств для покрытия своей кредиторской задолженности. Оборачиваемость кредиторской задолженности - временной промежуток, по истечение которого кредиторская задолженность торговой организации должна быть погашена. Отметим, что для обеспечения точности учета денежных потоков необходимо исключить из анализа просроченную и долгосрочную задолженности компании, поскольку в отношении этих видов активов и обязательств не ожидается поступления платежей в ближайшем будущем.
В системе управления денежными потоками торговой организации данный процесс целесообразно разделить на два крупных подэтапа - управление притоком и управление оттоком денежных средств. Под оттоком денежных средств в торговой организации следует понимать все затраты, которые несет компания до момента реализации товара. Сюда могут быть включены оплата счетов поставщиков и транспортных организаций, маркетинговых исследований по изучению рынков сбыта, труда сотрудников, которые обеспечивают прием товара, его упаковку (при необходимости), выкладку, расходы на различного рода консультационные услуги, проценты по заемным денежным средствам, денежные штрафы, налоговые платежи в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы РФ и пр. Денежный приток обеспечивается в торговой организации главным образом за счет выручки от реализации. Разница между денежным притоком и оттоком составляет чистый денежный поток торговой организации.
Итак, рассматривая систему денежных потоков торговой организации как объект управления, необходимо выделить те рычаги, при помощи которых это управление осуществимо.
Источником дебиторской задолженности, как уже отмечалось, является выручка от реализации товаров. Поэтому воздействовать на объемы реализации продавец может, либо изменяя цену товара, либо увеличивая объем реализации в количественном выражении.
Говоря о мелких и средних торговых организациях, следует отметить, что в данной ситуации они не могут влиять на изменение объема продаж посредством изменения цены товара. Однако эти компании могут использовать в своей деятельности различные системы скидок и поощрения покупателей, разрабатывать специальные маркетинговые планы, диверсифицировать рынки, осваивать новые рынки сбыта, устанавливать в своих торговых точках удобные системы оплаты для покупателей и т.д.
Что касается крупных продавцов, то в чисто экономическом смысле у них существует возможность воздействовать на объемы продаж посредством изменения уровня цены вследствие своего монопольного или олигопольного положения на рынке. Правда, в этом случае в борьбу за покупателя вмешивается государственная составляющая в части антимонопольного законодательства.
По вопросу влияния продавца на объем выручки следует заметить, что возможности ее роста во многом зависят от соотношения постоянных и переменных издержек организации. Напомним, что под постоянными издержками торговой организации понимаются расходы компании, которые остаются относительно неизменными с ростом объема реализации. При этом величина удельных затрат, т.е. затрат на единицу реализованной продукции, остается постоянной. Сюда могут быть отнесены здания магазинов и торговых точек, кассовые аппараты, арендная плата за помещения складов и прочие издержки.
Под переменными затратами торговой организации, как правило, понимаются издержки, величина которых измеряется прямо пропорционально изменению объема реализации товаров. Другими словами, это сумма платежей поставщикам, продавцам, находящимся на системе оплаты труда, в соответствии с которой заработная плата зависит от объема продаж. Также в экономике торговой организации выделяют смешанный тип затрат, который соединяет в себе элементы и постоянных, и переменных издержек организации.
Как уже было отмечено, на рост объема выручки, а точнее, на взаимосвязь динамики объема выручки и прибыли (поскольку конечная цель торговой организация - это максимизация прибыли) влияет соотношение постоянных и переменных издержек. На практике имеет место так называемый операционный рычаг. Суть его действия заключается в том, что при росте объема выручки наблюдается больший темп роста объема прибыли, однако этот темп ограничен соотношением постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат, тем меньше будет это ограничение.
Источником покрытия кредиторской задолженности является покрытая дебиторская задолженность. Это выражается в том, что факт покрытия дебиторской задолженности в торговой организации должен предшествовать факту покрытия кредиторской задолженности, иначе организации придется прибегнуть к внешнему финансированию.
Когда в систему управления денежными потоками организации вплетается кредитная составляющая, процесс управления денежными средствами значительно усложняется. Однако не всегда на практике это означает ухудшение общего финансового состояния. Дело в том, что эффективная система управления денежными потоками торговой организации должна учитывать целый комплекс показателей экономической эффективности. Иными словами, не следует выстраивать поток денежных средств в компании, игнорируя факторы рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности активов и капитала. Поэтому, рассматривая возможность привлечения внешнего финансирования, торговая организация должна учитывать рентабельность капитала. На практике при использовании заемных средств проявляется действие финансового рычага или финансового левереджа, как его называют в зарубежной литературе. Действие этого рычага проявляется в росте рентабельности собственного капитала, несмотря на платный и возмездный характер привлеченного капитала.
Следует заметить, что управление активами компании (коими и являются денежные и другие финансовые средства) - весьма рисковое дело, поскольку, как показывает практика, компании, сосредоточившие свои усилия именно на этом участке анализа либо в силу непонимания сути функционирования коммерческой организации, либо вовсе из-за невнимательности, не учитывают соотношение активов и пассивов организации.
Для эффективного управления денежными потоками торговая организация должна разработать и утвердить специальные бюджеты и планы, построить графики платежей, схемы и этапы прохождения заявок на оплату счетов поставщиков и выполнения прочих обязательств компании. В последнее время особенно эффективной становится система сбалансированных показателей, которая позволяет отслеживать не только финансовые потоки организации, но и следить за ее общим финансовым состоянием.
В.В. Семенихин,
консультант-эксперт по финансовым и экономическим вопросам,
аттестованный аудитор
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru