Влияние недобросовестности контрагента на сумму налогов
В процессе осуществления коммерческой деятельности компания или индивидуальный предприниматель заключают множество сделок с другими субъектами предпринимательской деятельности ("контрагенты").
Безусловно, сделки, связанные с продажами ("реализацией"), являются важнейшими с точки зрения бизнеса, однако с позиций налоговой безопасности необходимо уделять особое внимание тем сделкам, которые связаны с затратами (в частности, приобретение основных средств, товаров, услуг).
Увеличение числа контрагентов-"поставщиков" влечет за собой увеличение рисков возникновения претензий со стороны налоговых органов к добросовестности таких контрагентов и, как следствие, отказ в признании расходов и предоставлении налоговых вычетов.
Возможность признать понесенные расходы и применить соответствующие налоговые вычеты именуется в судебной практике "налоговой выгодой".
Законодательно понятие "недобросовестный налогоплательщик" не закреплено, но на практике им признается налогоплательщик, не исполняющий обязанности по уплате налогов и сборов, а также иные обязанности, установленные налоговым кодексом. Из-за непродолжительного срока существования компаний - недобросовестных налогоплательщиков за ними закрепилось и соответствующее название - "фирмы-однодневки".
В постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.06 г. N 53 указано, что "факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом".
Таким образом, предприниматель должен не только надлежащим образом выполнять собственные обязанности по исчислению и уплате налогов, но и принимать определенный комплекс мер по проверке контрагентов.
Позиция налоговых органов во многом определяется тем, что нормы законодательства основаны на добросовестном исполнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств на всех этапах изготовления и оборота товаров (производства работ, оказания услуг), а значит, предполагается, что каждый из цепочки производителей и посредников уплатит в бюджет определенную сумму НДС и налога на прибыль.
Соответственно, если один из участников многоступенчатого процесса уплаты налогов оказывается недобросовестным, его контрагенты должны доказать, что они предприняли все возможные меры должной осмотрительности и осторожности, не знали и не могли знать о его недобросовестности.
Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
К сожалению, до сих пор очень часто встречается несколько устаревшая позиция налогоплательщиков, основанная на том, что если он платит все налоги, то претензий к нему у налоговых органов быть не может. На практике такой подход может обернуться значительными убытками в форме налоговой недоимки, пеней и штрафов, которые возникнут в результате уменьшения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль за счет сумм, уплаченных недобросовестным контрагентам.
Для того чтобы иметь возможность подтвердить свои действия по выбору контрагента как осмотрительные и осторожные, налогоплательщику рекомендуется заблаговременно принять ряд превентивных мер, позволяющих снизить риски, связанные с недобросовестностью контрагента.
Единых правил по оценке добросовестности контрагента не существует. На сегодняшний день при рассмотрении вопросов об обоснованности налоговой выгоды суды принимают во внимание следующие действия налогоплательщика:
копии регистрационных и учредительных документов контрагента, заверенные печатью и подписью руководителя контрагента;
ксерокопии паспорта учредителя и руководителя контрагента (или иного лица, непосредственно заключающего сделку), заверенные подписью соответственно учредителя и руководителя;
копии деклараций по НДС и налогу на прибыль с отметкой налогового органа о получении, позволяющие оценить тот факт, что контрагент не сдает "нулевую отчетность", скрывая реальные обороты;
иные документы и доказательства, подтверждающие реальность сделки и деятельности контрагента (в частности, подтверждающие фактическое местонахождение контрагента, штат его сотрудников и т.п.).
Следует отметить, что при этом необходимо быть уверенным, что документы фактически заверены подлинными подписями.
Понятно, что при большом количестве сделок подобные превентивные меры существенно затрудняют реальную коммерческую деятельность, поэтому предприниматели используют различные критерии, позволяющие им выборочно осуществлять проверку контрагентов на предмет их добросовестности.
Системы контроля контрагентов различаются в зависимости от специфики соответствующей коммерческой деятельности, но, обобщая вышесказанное, принципиальным является возможность налогоплательщика доказать, что в момент заключения сделки им были предприняты все возможные меры осмотрительности и предосторожности для определения добросовестности своего контрагента.
Д. Шабашов,
управляющий партнер ЗАО "РУТАКС"
"Финансовая газета", N 48, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71