Комментарий к письму Министерства финансов
Российской Федерации от 16.10.2008 N 03-03-06/1/588
Расходы на рекламу учитываются на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом понятие рекламы, а также ее видов определяется в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Размещение организацией рекламы в метро - дорогое удовольствие, при этом нужно учесть, что не все расходы на рекламу учитываются в полном размере. В Письме Минфина РФ от 16.10.2008 N 03-03-06/1/588 рассмотрено, нужно ли нормировать расходы на рекламу в метро (в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах).
Основные группы расходов на рекламу перечислены в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Они учитываются в полном размере, а отдельные виды расходов на рекламу учитываются в размере, не превышающем 1% от выручки. К ненормируемым расходам на рекламу относятся, например, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. Таким образом, вопрос о том, нормируются ли расходы на рекламу в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах, связан с вопросом, относится ли данная реклама к наружной.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ к наружной рекламе относится реклама, распространяемая с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Финансисты в комментируемом письме разъясняют, что наружная реклама, размещенная на рекламной конструкции, представляет собой рекламу, размещенную на технических средствах стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых вне зданий, строений, сооружений либо на их внешних стенах.
С учетом изложенного, а также в соответствии с мнением Федеральной антимонопольной службы реклама, размещенная во внутренних помещениях метрополитена, не может быть отнесена к наружной. Таким образом, затраты на размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метрополитена относятся к расходам на рекламу, принимаемым для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Аналогичную позицию высказало УФНС по г. Москве в Письме от 17.06.2005 N 20-12/43630, основываясь на положениях утратившего силу старого закона о рекламе: реклама в виде щитов на эскалаторах и в вестибюлях метро не относится к наружной рекламе.
Отметим, что финансисты в комментируемом письме ограниченно трактуют понятие наружной рекламы. Напомним, что к ней относится в том числе реклама, распространяемая с использованием технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Почему-то финансисты указали, что наружная реклама располагается вне зданий, строений, сооружений либо на внешних стенах таковых. При этом они не обратили внимание на то, что из определения следует: наружная реклама может располагаться также на иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, то есть ее размещение не ограничено внешними стенами данных объектов.
Следовательно, Закон N 38-ФЗ не запрещает признавать рекламу в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах в метрополитене внешней рекламой. Поэтому расходы на нее могут быть учтены без ограничения их размера.
Аналогичную позицию занял Девятый апелляционный арбитражный суд в Постановлении от 08.02.2007 N 09АП-338/2007-АК, рассмотрев ситуацию, когда организация размещала наружную рекламу в московском метрополитене. Суд отметил, что наружная реклама может размещаться не только на внешних стенах сооружений, но и на любом конструктивном элементе сооружения. Реклама размещалась организацией с помощью щитов, стендов, плакатов не на транспортных средствах метрополитена, а на его сооружениях - в вестибюлях, на станциях, вдоль эскалаторов, то есть с помощью средств стабильного территориального размещения. Следовательно, размещаемые ею на станциях метрополитена рекламные щиты отвечают признакам наружной рекламы и соответствующие рекламные расходы правомерно учтены в полном объеме при налогообложении прибыли.
Таким образом, налоговое законодательство и закон о рекламе не ограничивают право организации на учет расходов на рекламу в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метрополитена в полном размере. При этом, если организация учтет такие расходы без ограничений, ей нужно быть готовой к тому, что налоговая инспекция может признать это неправомерным, и свою правоту организации придется доказывать в суде.
Ю.Е. Алмазова,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 22, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"