Плата за сдачу в аренду федерального имущества
подлежит включению в базу, облагаемую в качестве
внереализационного дохода налогом на прибыль
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции от 08.11.06 N 1398.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Управление Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление).
Решением суда от 16 августа 2007 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 1 ноября 2007 г., в удовлетворении заявления было отказано.
Судебные акты были мотивированы тем, что учреждение неправомерно не включало в состав внереализационных доходов суммы арендных платежей от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления.
Учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в своем постановлении от 01.02.08 N Ф08-31/2008-32А счел, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации учреждения по налогу на прибыль за 2004 г., результаты которой были оформлены докладной запиской от 20 10 06 N 1522. Решением от 08.11.06 N 1398 налоговый орган отказал в привлечении учреждения к налоговой ответственности в связи с наличием на его лицевых счетах переплаты в сумме, превышающей доначисленную сумму налога, начислил учреждению к уплате 401461 руб. налога на прибыль, 23759 руб. пеней.
Основанием для принятия указанного решения послужило то обстоятельство, что учреждение в нарушение п. 1 ст. 321.1 и п. 4 ст. 250 НК РФ в составе доходов от коммерческой деятельности не учло внереализационные доходы, полученные от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося у него в оперативном управлении.
Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании решения от 08.11.06 N 1398 недействительным, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления приносящей доход деятельности не может быть квалифицирован в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В силу ст. 296 ГК РФ государственное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, пользуется этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 299 ГК РФ доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии с положениями главы 25 НК РФ бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу по налогу на прибыль в порядке, установленном указанной главой. Статьей 246 НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на прибыль признаны российские организации без каких-либо исключений в отношении отдельных субъектов и вида деятельности.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Статьей 248 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Статьей 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) отнесены к внереализационным доходам налогоплательщика.
В силу ст. 161 БК РФ организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, является бюджетным учреждением.
В ст. 321.1 НК РФ, определяющей особенности налогового учета в бюджетных учреждениях, под доходами от коммерческой деятельности указаны доходы бюджетных учреждений, полученные от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Пунктом 1 ст. 321.1 НК РФ предусмотрен порядок расчета базы, облагаемой налогом на прибыль, в отношении доходов от коммерческой деятельности и установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, предусмотренных за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
В силу пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Однако в силу п. 4 ст. 41 и п. 1 ст. 42 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе от сдачи государственного имущества в аренду, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Представленные положения законодательства не позволяют квалифицировать денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль.
Следовательно, является правильным вывод судебных инстанций о том, что в соответствии с НК РФ плата за сдачу в аренду федерального имущества подлежит включению в базу, облагаемую в качестве внереализационного дохода налогом на прибыль.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил: решение от 16 августа 2007 г. и постановление апелляционной инстанции от 1 ноября 2007 г. Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-1211/2007-С5-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 8, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22